Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

На мне печать греха. Навык помышлять о земном меня развлекает. Нет во мне силы: потому что Дух не приходит ко мне на помощь, Дух всесвятый и всебла­гий, восстанавливающий соединение ума, сердца и тела, которые разобщены страшным падением челове­ка. Без всемогущей, творческой помощи Духа одни мои собственные усилия тщетны! Он многомилостив, чело­веколюбив бесконечно: но нечистота моя не допускает Его ко мне. Умоюсь в слезах, очищусь исповеданием грехов моих, не дам телу моему пищи и сна, от изоби­лия которых сообщается дебелость душе; весь, облечен­ный в плач покаяния, сойду к дверям моего сердца. Там встану или сяду, как евангельский слепец, будут претер­певать тягость и скуку мрака, буду вопиять к Могущему помиловать: помилуй мя (Мк.10:48). И низшел, и встал, и начал взывать с плачем. Упо­доблял он себя слепому, не видящему истинного, незаходимого Света, — глухому и немому, не могущему ни говорить, ни слышать духовно; ощущал по самой вещи, что он точно слеп, глух, нем, стоит при вратах Иери­хона — сердца, обитаемого грехами — ожидает исцеления от Спасителя, Которого не видит, Которого не слышит, к Которому вопиет — разве одним своим бед­ственным состоянием. Он не знает Его имени, имену­ет Сына Божия сыном Давидовым: плоть и кровь не могут почтить Бога, как Бога.

class="postLine">Укажите мне путь, по которому пойдет Спаситель? Этот путь — молитва, как сказал человеку Пророк от лица Божия и Духом Божиим: Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое (Пс.49:23). Скажите мне, в который час пойдет Спаситель? Утром ли или в полдень, или к вечеру? Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф.24:42; Мк.13:33).

Путь известен, час не назначен! — Выйду за город, встану или сяду у врат Иерихона, как советует святой Павел: Темже да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще (Евр.13:13). Мир преходит; все в нем непостоянно: он не назван даже городом, но станом. Оставлю пристрас­тие к имуществу, которое невольно оставляется при смерти, а часто и прежде смерти; оставлю почести и славу гибнущую; оставлю наслаждения чувственные, отнимающие способность к подвигам и занятиям духов­ным. Не имам бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыс­кую (Евр.13:14), который должен открыться мне предваритель­но в сердце моем милостью и благодатью Бога — Спа­сителя моего. Кто не взойдет в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по ис­шествии душою из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим небесный. Первое служит залогом второго [102] . Аминь.

ИСТИНА И СУД МИРЕН СУДИТЕ ВО ВРАТЕХ ВАШИХ, И КЛЯТВЫ ЛЖИВЫЯ НЕ ЛЮБИТЕ, ГЛАГОЛЕТ ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (Зах.8:16)

Врата: это врата души, посредством которых вхо­дят в нее различные помышления и впечатления.

Ваши: одни эти врата, собственно, принадлежат человеку.

Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд, — ум наш [103] : он чинит разбор, или рассматрива­ние помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, кото­рые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.

Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судья, сидящий и судящий во вратах души, должен при разбо­ре помышлений и впечатлений принимать одни истин­ные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть истекающие от Господа, Который Един — Истина, при­носят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, даю­щего ученикам Своим мир, или (что то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бед­ствием. Напротив того, «помыслы, происходящие от демонов, — говорит Великий Варсонофий, — прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть внушают мысли по-видимому правые, внутренно же суть волцы хищницы (Мф.7:15), то есть восхищают и прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18) тем, что кажется хоро­шо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие, что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его (Быт.3:1,15), чтобы он не нашел у тебя норы и, поселившись в ней, не произвел опустошения» (Варсонофий Великий. Ответ 59). Глава змея — нача­ло его помысла или мечтания.

Клятвы лживые не любите. Диавольский помысл, приходя к вратам души, старается принять вид правед­ности, приносит уму, этому судии, сидящему и судяще­му во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помыс­ла, прибегать молитвою к Господу Богу, чтоб Он отгнал врага от врат душевных (св. Исаак Сирский. Слово 30). Аминь.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ ТЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЗАИМСТВОВАННОЕ ИЗ ДЕЙСТВИЯ УМНОЙ МОЛИТВЫ

В уединенной, малознаемой, малозначущей обите­ли, стоящей между лесами и болотами, жил некоторый инок. Со страхом, с недоверчивостью к себе, с рассмат­риванием писаний отеческих, вникал он в молитву, совершаемую умом в глубине и тайне душевной клети.

Однажды стоял инок в церкви, углубляя ум в серд­це, — и сердце внезапно двинулось молитвенно к уму, а с собою повлекло все тело в священное, духовное состояние, невыразимое словами, превысшее всех страс­тей, постижимое одним опытом. Когда инок увидел столь необыкновенное, новое состояние своего тела, тогда осветился ум его познанием таинственным. Объяснились ему доселе казавшиеся загадочными и странными слова святого Иоанна Лествичника, кото­рый говорит: «Воззвах всем сердцем моим (Пс.118:45), то есть те­лом, душою и умом» (Лествица. Слово 28, гл. 61).