Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд, — ум наш [103] : он чинит разбор, или рассматрива­ние помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, кото­рые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.

Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судья, сидящий и судящий во вратах души, должен при разбо­ре помышлений и впечатлений принимать одни истин­ные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть истекающие от Господа, Который Един — Истина, при­носят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, даю­щего ученикам Своим мир, или (что то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бед­ствием. Напротив того, «помыслы, происходящие от демонов, — говорит Великий Варсонофий, — прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть внушают мысли по-видимому правые, внутренно же суть волцы хищницы (Мф.7:15), то есть восхищают и прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18) тем, что кажется хоро­шо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие, что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его (Быт.3:1,15), чтобы он не нашел у тебя норы и, поселившись в ней, не произвел опустошения» (Варсонофий Великий. Ответ 59). Глава змея — нача­ло его помысла или мечтания.

Клятвы лживые не любите. Диавольский помысл, приходя к вратам души, старается принять вид правед­ности, приносит уму, этому судии, сидящему и судяще­му во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помыс­ла, прибегать молитвою к Господу Богу, чтоб Он отгнал врага от врат душевных (св. Исаак Сирский. Слово 30). Аминь.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ ТЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЗАИМСТВОВАННОЕ ИЗ ДЕЙСТВИЯ УМНОЙ МОЛИТВЫ

В уединенной, малознаемой, малозначущей обите­ли, стоящей между лесами и болотами, жил некоторый инок. Со страхом, с недоверчивостью к себе, с рассмат­риванием писаний отеческих, вникал он в молитву, совершаемую умом в глубине и тайне душевной клети.

Однажды стоял инок в церкви, углубляя ум в серд­це, — и сердце внезапно двинулось молитвенно к уму, а с собою повлекло все тело в священное, духовное состояние, невыразимое словами, превысшее всех страс­тей, постижимое одним опытом. Когда инок увидел столь необыкновенное, новое состояние своего тела, тогда осветился ум его познанием таинственным. Объяснились ему доселе казавшиеся загадочными и странными слова святого Иоанна Лествичника, кото­рый говорит: «Воззвах всем сердцем моим (Пс.118:45), то есть те­лом, душою и умом» (Лествица. Слово 28, гл. 61).

Вот доказательство воскресения тел человеческих, которое имею в себе самом! Если тело способно к ощу­щениям духовным, если оно может вместе с душою уча­ствовать в утешении благодатном; если оно отселе мо­жет соделаться причастником благодати, то как же ему не воскреснуть для жизни вечной, по учению Писания?

Осолены были благодатью тела святых Божиих, — и тление не могло им прикоснуться! Победою над тле­нием они уже предначали свое воскресение; источая исцеления, они доказывают присутствующую в них благо­дать и живущую в них вечную жизнь, долженствующую в свое время развиться в преславном воскресении, предназначенном и дарованном человечеству Искупи­телем нашим, Господом Иисусом Христом. Аминь.

О СМИРЕНИИ

(разговор между старцем и учеником его)

Ученик. Что есть смирение?

Старец. Есть евангельская добродетель, совокупля­ющая силы человека воедино миром Христовым, пре­высшая человеческого постижения.