Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

смиреннословия — согласились, что он говорит прав­ду, тогда он огорчился и пришел в негодование. Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение проще­ния и при нужде умеренное объяснение могут успоко­ить и примирить к нам порицающего. Преуспевшие в монашеской жизни стяжавают особенную свободу и простоту сердца, которые не могут не вынаруживаться в их обращении с ближними. Они не нравятся миру! Он признает их гордыми, как весьма справедливо заме­чает святой Симеон Новый Богослов (Добротолюбие, ч.1, гл.70,71,72). Мир ищет лес­ти, а в них видит искренность, которая ему не нужна, встречает обличение, которое ему ненавистно. В бытностью мою в одном большом городе приезжал туда по монастырским нуждам старец, весьма преуспевший в духовной жизни, с новоначальным учеником своим. Не­которые благочестивые миряне пожелали видеть стар­ца. Он не понравился им. Им очень понравился ученик, который, входя в богатые и знатные домы, поражался земным величием и всем воздавал низкие поклоны. «Ка­кой он смиренный!» — говорили миряне с особенным удовольствием, порожденным в них поклонами. Старец провел жизнь свою в плаче о греховности своей; признавал величайшим счастьем человека — открытие в себе греховности, и с искренней любовью, с состраданием к бедному человечеству, равно бедному и в пала­тах, и в хижинах, с простотою сердца, с необыкновен­ною проницательностью, доставляемою такою же чистотою ума, желал поделиться духовными сокровищами с ближними, вопрошавшими его о спасении: этим воз­будил против себя неудовольствие.

Ученик. Какое различие между смиренномудрием и смирением?

Старец. Смиренномудрие есть образ мыслей, заим­ствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобу­чаться к смиренномудрию; по мере упражнения в сми­ренномудрии душа приобретает смирение: потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоив­шихся уму. Когда же делание человека осенится Боже­ственной благодатью, тогда смиренномудрие и смире­ние в изобилии начнут рождать и усугублять друг дру­га, при споспешестве споспешника молитвы — плача.

Ученик. Объясни опытами, каким образом от сми­ренномудрия рождается смирение, и обратно?

Старец. У меня был коротко знакомый инок, под­вергавшийся непрестанно различным скорбям, кото­рыми, как он говорил, Богу благоугодно было для него заменить духовного старца. Несмотря на постоянные скорби, я видел инока почти всегда спокойным, часто радостным. Он занимался Словом Божиим и умною молитвою. Я просил его открыть мне для пользы души моей, в чем он почерпал для себя утешение? Он отве­чал: утешением моим я обязан милости Божией и пи­саниям святых отцов, к которым дана мне любовь с детства моего. При нашествии скорбей иногда я повто­ряю слова разбойника, исповедовавшего с креста своего праведность суда Божия в суде человеческом и этим исповеданием вошедшего в познание Спасителя. Гово­рю: Достойная по делом моим приемлю: помяни мя, Госпо­ди, во Царствии Твоем (Лк.21:41,42). С этими словами изливаются мир и спокойствие в сердце. В другое время противопоставлял я помыслам печали и смущения слова Спа­сителя: Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф.10:38); тогда смущение и печаль заменя­лись миром и радостью. Прочие подобные изречения Священного Писания и святых отцов производят такое же действие. Повторяемые слова Слава Богу за все или да будет воля Божия со всею удовлетворительностью действует против очень сложной скорби. Странное дело! Иногда от сильного действия скорби потеряет­ся вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит спо­собность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произ­носить Слава Богу, и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало-помалу ожи­вать, потом ободрится, успокоится и утешится. Тем, которым попускаются скорби, невозможно б было ус­тоять в них, если б не поддерживала их тайно помощь и благодать Божия. Опять: без скорби человек не спо­собен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скор­би, как и псалмопевец сказал: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс.93:19). Однажды устроен был против меня опасный ков. Уз­нав о нем и не имея никаких средств к отвращению его, я ощутил печаль до изнеможения. Прихожу в свою келью и, едва произнес вспомнившиеся мне сло­ва Спасителя: Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте (Ин.14:1), как печаль исчезла; вместо ее объяла меня неизъяснимая радость: я должен был лечь на постель и весь день был как упоенный, а в уме повторялись слова, изливая утешение в душу:в Бога веруйте и в Мя веруйте. Причина сердечного смущения — неверие; причина сердечного спокойствия, сердечного благодатного мира — вера. При обильном действии веры все существо человека погружается в духовное утешительнейшее наслаждение священным ми-ром Христовым, как бы пропитывается и переполняет­ся этим ощущением. Упоенное им, оно делается нечув­ствительным к стрелам смущения. Справедливо сказали отцы, что «вера есть смирение» (Варсонофия и Иоанна ответ 579), что «веровать — значит пребывать в смирении и благости» (изречение святого Пимена Великого; Скитский Патерик). Такое понятие о вере и смирении доставляется святыми опы­тами правильной монашеской жизни.

В иное время попускается скорби томить душу в течение продолжительного времени. Однажды от вне­запной скорби я почувствовал как бы нервный удар в сердце и три месяца пробыл безвыходно в келье, по­трясаемый нервною лихорадкою. «Бог творит присно с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная» (Шестая утренняя молитва). Нам надо понять, что мы — создания Его, находящиеся в полной Его власти, а потому в совер­шенной покорности, «сами себе, друг друга и весь жи­вот наш Христу Богу предадим» (последнее прошение на великой ектении). — Не остановлюсь поведать тебе и следующий замечательный случай, не­сколько объясняющий действие смирения прямо из сердца, без предварительной мысли смиренномудрия. Однажды я был подвергнут наказанию и бесчестию. Когда меня подвергли ему, внезапно ощутил я жар во всем теле моем и при нем какую-то необъяснимую сло­вами мертвость, после чего вдруг запылало из сердца желание получить всенародное посрамление и зауше­ние от палача на площади за грехи мои. При этом вы­ступил румянец на лице; несказанная радость и сла­дость объяли всего; от них я пребывал в течение двух недель в восторге, как бы вне себя. Тогда я понял с яс­ностью и точностью, что святое смирение в мучени­ках, в соединении с Божественною любовью, не могло насытиться никакими казнями. Мученики принимали лютые казни, как дары, как прохладное питие, утоляв­шее возгоревшуюся в них жажду смирения [106] . Смирение есть неизъяснимая благодать Божия, непостижимо постигаемая одним духовным ощущением души.

Ученик. Ты обещал мне объяснить, каким образом изработывается смирение молитвою?

Старец. Союз смирения с молитвою очень ясно изложен преподобным аввою Дорофеем. «Непрестан­ное упражнение в молитве, — говорит святой, — про­тиводействует гордыне. Очевидно: смиренный и бла­гоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божиих, не престает неотступно молиться Богу, чтоб сотворил с ним милость. Постоянно молящийся Богу, если спо­добится сделать что-либо должное, знает, при посред­стве Кого это сделано им, и не может превознестись или приписать своей силе, но приписывает Богу все исправления, Его благодарит непрестанно и Ему мо­лится непрестанно, трепеща, чтоб не лишиться помо­щи свыше, чтоб не обнаружилась таким образом его собственная немощь. Он молится от смирения» (Поучение 2). Если кто при молитве своей сподобляется умиления, которое рождается от внимательной молитвы, тот опытно знает, что именно в драгоценные минуты уми­ления являются в нем помыслы смиренномудрия, пре­подающие ощущение смирения. Особливо совершает­ся это тогда, когда умиление сопровождается слезами. Чем чаще приходят времена умиления, тем чаще дела­тель молитвы бывает слушателем таинственного уче­ния о смирении, тем глубже это учение проникает в его сердце. Постоянное умиление содержит душу в по­стоянном смирении, в настроении непрестанных мо­литвы и богомыслия. Святые отцы замечают, что в про­тивоположность тщеславию, которое разносит помыс­лы человека по вселенной, смирение сосредоточивает их в душе: от бесплодного и легкомысленного созерца­ния всего мира переводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию, к такому состоянию, какое требуется для истинной молитвы, и которое производится внимательною молитвою (Святой Исаак Сирский. Слово 48). На­конец, благодатное действие смирения и благодатное действие молитвы есть одно и то же действие, как уже сказано в начале беседы нашей. Это действие является вдвух лицах: в Христоподражательном смирении и в Божественной любви, которая есть высшее действие молитвы. Действие это принадлежит Господу нашему Иисусу Христу, жительствующему и действующему при посредстве Святаго Духа, несказанно и непостижимо, в избранных Своих сосудах. Аминь.

О ТЕРПЕНИИ

«Дом души — терпение: потому что она живет в нем; пища души — смирение: потому что она питается им» (Цветособрание святого Илии, гл.62, Добротолюбие, ч.4), — сказал святой Илия Евдик.

Точно: питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недоста­нет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь похищает ее смущение, уносит, кружит. Как вол­ны подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков. Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственно­го отчаяния и совершенного расстройства.

Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? — Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, приуготовля­ющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их святыми отцами, назван самоукорением.

Самоукорение есть обвинение себя в греховности, общей всем человекам и в своей частной. При этом полезно воспоминать и исчислять свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткнове­ний, подробное воспоминание которых воспрещено отцами, как возобновляющее в человеке ощущение гре­ха и услаждение им (Филофея Синайского, гл.13, Добротолюбие, ч.2).