Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы присту­паем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей (1Кор.13:13), что она — Бог (1Ин.4:8), начинают и усиливаются тотчас разви­вать в сердце своем чувство любви, им растворять мо­литвы свои, богомыслие, все действия свои.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он тре­бует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Боже­ственною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих дей­ствием Святаго Духа (Рим.5:5). Напротив того, та любовь, кото­рая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этою любовью! Он свят и почивает в одних святых. Он независим: бес­плодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя че­ловек — богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог (1Кор.3:16). Этот храм находится в горест­ном запустении: прежде освящения он нуждается в об­новлении.

Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души. Мы будем доказывать это Священным Писанием и писани­ями святых отцов; будем говорить, что шествие ко Хри­сту начинается и совершается под водительством стра­ха Божия; наконец, покажем, что любовь Божия есть тот блаженный покой в Боге, в который входят совер­шившие невидимый путь к Богу.

Ветхий Завет, — в нем истина изображена тенями, и события со внешним человеком служат образом того, что в Новом Завете совершается во внутреннем челове­ке, — повествует о страшной казни, которой подверг­лись Надав и Авиуд, два сына Аароновы, жрецы народа израильского. «Каждый из них, — сказано в книге Ле­вит, — взял свою кадильницу, вложил в нее фимиам, принес пред Господа огнь чуждый, которого Господь не повелел приносить. Только освященный огнь, хранив­шийся в Скинии Свидения, мог быть употребляем при священнослужении израильтян. И исшел огнь от Госпо­да, и попалил их, и они умерли пред Господом» (Лев.10:1,2). Чуж­дый огнь в кадильнице жреца израильского изображает любовь падшего естества, отчуждившегося от Бога во всех своих свойствах. Казнью жреца дерзостного изоб­ражается умерщвление души, безрассудно и преступно приносящей в жертву Богу вожделение нечистое. Поражается такая душа смертью, погибает в самообольще­нии своем, в пламени страстей своих. Напротив того, священный огнь, который один употреблялся в священ­нодействиях, означает собою благодатную любовь.

Огнь для богослужения взимается не из падшего есте­ства, — из Скинии Божией. «Огнь, снисшедши в серд­це, — говорит святой Иоанн Лествичник, — восстанов­ляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души» [9] . Се! вси вы, — говорит пророк, — которые ходи­те, то есть руководствуетесь в жизни вашей светом огня вашего, и пламенем падшего естества, его же разжегосте, вместо того чтобы угасить его, — все вы погибнете в огне и пламене адском. Неправильным и преступным действием в себе самих вы огнь разжигаете и укрепляете для себя пламень геенны [10] .

Тому же научает и Новый Завет притчею о вшедшем на брак в одеянии небрачном, хотя вшедший и был из числа званных. Сказал царь слугам, указывая на недо­стойного: Связавше ему руце и нозе, возмите его, и вверзите во тму кромешнюю (Мф.22:13). Связанием рук и ног означается отъя­тие всякой возможности к преуспеянию духовному. Точ­но: приходит в это состояние принявший ложное на­правление, устремившийся прямо из состояния грехов­ности, и еще в этом состоянии, к любви, которая совер­шает соединение человека с Богом, но человека, уже пре­дочищенного покаянием. Ввержением во тьму кромеш­ную означается ниспадение ума и сердца в заблуждение и самообольщение. При заблуждении и самообольщении каждая мысль, каждое чувство вполне мрачны, вполне враждебны Богу. Слуги, власти которых предается несча­стный, — демоны: хотя они и заражены безумною нена­вистью к Богу, но вместе пребывают Его слугами по Его неограниченным всемогуществу и премудрости; они ов­ладевают только теми человеками, которые за произ­вольное их поведение предаются власти демонов. Преда­ется этой власти вступивший в направление, воспрещен­ное Богом, как увлеченный самомнением, как произволь­но отвергший повиновение Богу. Превознесена и прославлена святая любовь в Свя­щенном Писании. Апостол Павел, исчислив в первом Послании к коринфянам дары Святаго Духа, упомянув о дарах чудотворения, пророчества, рассуждения духов, знания разных языков, сказал: Ревнуйте же дарований боль­ших: и еще по превосхождению путь вам показую (1Кор.12:31). Что же может быть выше пророка, чудотворца, говорящего на иностранных языках по дару Святаго Духа, а не по обыч­ному изучению человеческому? Аще языки человеческими и ангельскими глаголю, — отвечает великий Павел, — любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть... Любы николиже отпадает, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится. От части бо ра­зумеваем, и от части пророчествуем: егда же приидет совершен­ное, тогда, еже от части, упразднится (1Кор.13:1-3,8-10). Что — это совер­шенное? Любовь есть соуз (совокупность) совершенства (Кол.3:14). Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтоб вступить в совершенство всех совершенств, в слия­ние их, в любовь. Всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога (1Ин.4:7). Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:16). О сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1Ин.4:13). Единый ис­тинный признак достижения любви, данный нам самим Святым Духом, есть явное присутствие в нас Святаго Духа. Тот, кто не соделался храмом Святаго Духа, да не льстит себе, да не обманывает себя: он не может быть обите­лью любви, он чужд ее. Изливается в сердца наши лю­бовь вместе с Духом Святым. Она — Его свойство. В кого нисходит Святый Дух, в том является Его свойство — любовь (Рим.5:5). «Кто стяжет любовь: тот, вместе с этим облека­ется в Самого Бога», — сказал святой Исаак Сирский (Слово 48).

Может быть, на это возразят: «Мы христиане; мы обновлены святым крещением, которым исцеляются все недуги падшего естества, восстановляются образ и подобие Божии в первоначальном изяществе их, насаж­дается в человека Святый Дух, уничтожается поврежде­ние свойств, а потому и любви». Так! Но благодатное состояние обновления и пакибытия, доставляемое свя­тым крещением, нуждается в поддержании житель­ством по евангельским заповедям. Аще заповеди Моя со­блюдете, сказал Господь, пребудете в любви Моей. Будете во Мне и Аз в вас. Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко же розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает (Ин.15:10,4,6). Не поддерживающий приобретений, дарованных святым крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобре­тенное. «Неизреченная и страшная слава, — говорит святой Иоанн Златоуст, — доставляемая крещением, пребывает в нас один или два дня; потом мы ее погаша­ем, наводя на нее бурю житейских попечений и закры­вая лучи густыми облаками» [11] . Ожив в пакибытие кре­щением, мы снова умерщвляем себя жизнью по плоти, жизнью для греха, для земных наслаждений и приобре­тений. Святой апостол Павел сказал: Должны есмы не пло­ти, еже по плоти жити. Сущий же во плоти Богу угодити не могут. Мудрование бо плотское смерть есть (Рим.8:12,8,7,6). Благодать кре­щения остается без действия, как светлое солнце, зак­рытое тучами, как драгоценный талант, закопанный в землю. Грех начинает действовать в нас со всею си­лою или и еще сильнее нежели до принятия крещения, сообразно тому, в какой степени мы предаемся грехов­ности. Но данное нам сокровище духовное не отни­мается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покая­нием (Каллиста и Игнатия, гл. 6). Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными на­выками, усилие победить их и печаль о насильном по­беждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей — вот наша доля. Нам предле­жит испросить прощение у Бога, примириться с Ним, верностью к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистью ко греху. Примирившим­ся свойственна святая любовь. Не столько мы ищем ее, сколько Бог ищет, чтоб мы сделались способными при­нять ее и приняли ее. Обличив в заблуждении того, кто был удовлетворен собою по своим самомнению и сле­поте, призвав его к ревностному покаянию, Господь про­изнес следующее утешение и обетование: Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, яко же и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его (Апок.3:20,21). Это говорит всесвя­тая Любовь. Ощущение любви, которое приписывает себе грешник, непрестающий утопать во грехах, кото­рое приписывает он себе неестественно и гордо, есть не что иное, как одна обманчивая, принужденная игра чувств, безотчетливое создание мечтательности и само­мнения. Всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его (1Ин.3:6) — Бога, Который есть Любовь.

Обратимся к гражданам пустынь, вертепов, пропас­тей земных, к тем из человеков, ихже не бе достоин весь мир, к преподобным инокам, которые занимались высо­чайшею из наук, наукою, принесенною Господом с неба. Эта наука — познание Бога и, при посредстве истинно­го, опытного богопознания, познание человека. Безус­пешно трудились и трудятся над приобретением этого познания мудрецы мира сего при свете собственного разума, омраченного падением. Здесь нужен свет Хрис­тов! Единственно при сиянии этого света человек мо­жет увидеть Бога, увидеть себя. Озаряемые Христовым светом, преподобные пустынножители трудились на селе сердца своего, обрели на нем драгоценный бисер — любовь к Богу. В Боговдохновенных писаниях своих они предостерегают нас от тех бедствий, которые обыкно­венно последуют за преждевременным исканием люб­ви. С особенною ясностью рассуждает об этом предме­те святой Исаак Сирский. Из сочинений его мы выпи­сываем несколько свидетельств и душеполезнейших на­ставлений.

«Премудрый Господь, — говорит великий Наставник монашествующих, — благоволит, чтоб мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от зло­бы, но чтоб не произошло несварения и мы не умерли. Каждая добродетель есть матерь следующей за нею. Если оставишь матерь, рождающую добродетели, и уст­ремишься к взысканию дщерей, прежде стяжания мате­ри их, то добродетели эти соделываются ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, — скоро ум­решь» (Слово 72). Духовный разум естественно последует за де­ланием добродетелей. Тому и другому предшествуют страх и любовь. Опять страх предшествует любви. Вся­кий, бесстыдно утверждающий, что можно приобрес­ти последующее, «не упражняясь предварительно в предшествующем, без сомнения, положил первое осно­вание погибели для души своей. Господом установлен такой путь, что последнее рождается от первого» (Слово 5). В 55-м Слове, которое служит ответом на послание пре­подобного Симеона Чудотворца, святый Исаак говорит: «Ты написал в послании твоем, что душа твоя возлюби­ла возлюбить Бога, но что ты не достиг того, чтоб лю­бить, хоть и имеешь великое желание любить. К этому присовокупляешь, что отшельничество в пустыне вож­деленно тебе, что чистота сердца началась в тебе, и что память Божия очень воспламеняется в сердце твоем, разжигает его. Если это истинно: то оно велико. Но мне не хотелось бы, чтоб оно было написано тобою: потому что тут нет никакого порядка. Если же ты поведал для вопроса: то порядок вопроса — иной. Говорящий, что душа его не имеет еще дерзновения в молитве, потому что не победила страстей, как смеет сказать, что душа его возлюбила возлюбить Бога? Нет способа возбудить­ся в душе Божественной любви, в след которой ты та­инственно шествуешь в отшельничестве, если душа не победила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не по­бедила страстей, а возлюбила возлюбить Бога: в этом нет порядка. Говорящий, что страстей не победил, а воз­любил Бога любить, — не знаю, что и говорит. Возра­зишь: я не сказал люблю, но люблю возлюбить. И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать обыкновенное слово, то не ты один го­воришь, но и каждый говорит, что желает любить Бога; говорят это не только христиане, но и неправо покло­няющиеся Богу. Это слово говорится обыкновенно каж­дым. Но при таких словах движется только язык, между тем как душа не ощущает того, что говорится. Многие больные не знают даже того, что они больны. Злоба есть болезнь души, и прелесть — утрата истины. Весьма мно­гие, зараженные этими недугами, провозглашают свое здравие и многими бывают похваляемы. Если душа не уврачуется от злобы и не стяжет естественного здравия, в котором она создана, если не возродится в здравие Духом, то человеку невозможно пожелать чего-либо вы­шеестественного, свойственного Духу, потому что душа, доколе находится в недуге по причине страстей, дотоле не способна ощущать ощущением своим духовное и не умеет желать его, но желает только от слышания и чте­ния Писаний».

«Деяние креста — сугубо, сообразно составу есте­ства, разделяемому на две части. Одно состоит в пре­терпении скорбей телом, совершается действием душевной силы ревности и называется собственно дея­ние. Другое же приобретается тонким деланием ума, непрестанным помышлением о Боге и пребыванием в молитве, что совершается силою желания, и называет­ся видение. Первое, то есть деяние, очищает страстную часть души силою ревности; второе же очищает мыс­ленную часть души действием душевной любви или вожделением душевным. Каждый, прежде совершенно­го обучения в первой части, переходящий ко второй, увлекаясь ее сладостью, чтоб не сказать от лености, подвергается гневу за то, что, не умертвив прежде уды свои, яже не земли (Кол.3:5), то есть не уврачевав немощи по­мыслов терпеливым пребыванием в делании крестно­го поношения, дерзнул возмечтать в уме своем славу креста. Сие-то значит сказанное древними Святыми: «Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели ис­целятся чувства от немощи, то постигает его гнев Бо­жий. Восхождение на крест тогда навлекает гнев, когда совершается не первою частью терпения скорбей или распятием плоти, но стремлением к видению, вто­рою частью, имеющею место по исцелении души. Та­кового ум осквернен постыдными страстями и устрем­ляется к мечтам и помыслам самомнения. Ему загражда­ется путь запрещением, потому что он не очистил спер­ва скорбями ум, не покорил плотских похотений, но от слуха и буквы устремился прямо вперед, в путь, испол­ненный мрака, будучи сам слеп. И те, у которых зре­ние здраво, которые исполнены света и стяжали на­ставников, исполненных благодати, и те бедствуют и днем и ночью; очи их исполнены слез; в молитве и плаче они трудятся день и ночь по причине опасностей путешествия, по причине стремнин более страш­ных, встречающихся им, по причине образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми при­зраками ее. «Божие, — говорят отцы, — приходит само собою, когда ты не ожидаешь его. Так! Но если место чисто, а не осквернено» (Слово 2).

Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия.

Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу указывается нам, с одной стороны, необъятным величием Существа Божия, с другой — на­шею крайнею ограниченностью, нашею немощью, на­шим состоянием греховности, падения. Страх предпи­сывается нам и Священным Писанием, которое начало заменять для нас голос совести и естественного закона, когда они омрачились, стали издавать неясные, по большей части лживые звуки, — которое вполне заме­нило их, когда явилось Евангелие. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11), научает нас Свя­тый Дух; покорным Его велению Он говорит: Прииди­те, чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас (Пс.33:12); воз­вещает обетование даровать страх Божий тем, кото­рые истинно вознамерятся усвоиться Богу: Страх Мой дам в сердце их, ко еже не отступите им от Мене (Иер.32:40). Начало великой науки — деятельного богопознания — страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. Начало премудрости страх Господень, ра­зум же благ всем творящим и: хвала его пребывает в век века (Пс.110610; Притч.1:7). Венец мудрости страх Господень, восцветаяй мир и здравие исцеления. Страх Господень слава и похвала, и весе­лие, и венец радости. Страх Господень дар от Господа, и на стезях любления поставляет (Сир.1:1,18,11,13). Страхом Господним науча­емся уклоняться от грехов: Страх Господень источник жизни, творит же уклонятися от сети смертныя. Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых. В страхе Господни буди весь день (Притч.14:27;8:13;23:17). Страхом Господним наставляемся на путь заповедей Божиих: Бла­жен муж бояйся Господа, в заповедях Его восхощет зело: сильно на земли будет семя Его (Пс.111:1,2). Блажени еси боящиися Господа, ходящии в путех Его (Пс.127:1). Ополчится Ангел Господень окрест всех боящихся Его, и избавит их. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его (Пс.33:8,10).

Напрасно же исполненные самомнения и само­обольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к стра­ху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия. Не низко для человека, ничтожной тва­ри падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибе­ли к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство — великое приобретение! Уже это рабство — великая сво­бода! Страх законополагается нам, как средство суще­ственно нужное, необходимое для нас. Страх очищает человека, предуготовляет для любви: мы бываем раба­ми для того, чтобы законно соделаться чадами. По мере очищения покаянием начинаем ощущать присутствие Божие; от ощущения присутствия Божия является свя­тое ощущение страха. Опыт открывает высоту чувство­вания. Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, пре­стает произносить слова, плодить мысли: благоговей­ным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождаю­щуюся из этого сознания. Превосходно описывает такое состояние святой Исаак Сирский: «Смиренномудрый, когда приближится к молитве или сподобится ее, то не осмеливается и помолиться Богу или попросить чего. Он не знает, о чем бы помолиться; он молчит всеми помышлениями своими, ожидая только милости и той воли, которая изречется о нем от того Величия, Которому он поклоняется. Лице его преклонено на землю, а внутреннее видение сердца вознесено к превозне­сенным вратам во Святая Святых. Там Тот, Которого селение — мрак, притупляющий очи Серафимов, Чья доброта побуждает легионы к ликостоянию их, возла­гая молчание на все чины их. Дерзновение его простирается только до следующих слов, только об этом он ос­меливается помолиться: Господи, по воле Твоей да будет со мною» (Слово 49). Страх Божий есть дар Божий. Как дар, он испрашивается молитвою. Желал сподобиться этого дара святой пророк Давид, и потому умолял Бога: По­стави рабу Твоему слово Твое в страх, пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс.118:38,102), то есть мои плотские пожелания. Страх Господень есть один из семи даров Святаго Духа, кото­рые святой пророк Исаия исчисляет так: Дух премудрости и разума, Дух ведения и благочестия, Дух совета и крепос­ти, Дух страха Божия (Ис.11:2).

Господь наш Иисус Христос, принесший прише­ствием Своим на землю мир от Бога и благоволение Божие человекам, соделавшийся Отцом будущего века и Родоначальником святого племени спасающихся, при­зывающий чад Своих в любовь и соединение с Собою, предлагает, однако, во врачевание поврежденной при­роды нашей между прочими средствами страх. Предаю­щемуся порывам гнева и ненависти Он угрожает геен­ною огненною; попирающему совесть угрожает темни­цею; увлекающемуся нечистыми вожделениями угрожа­ет вечною мукою (Мф.5:22,25-26,29). Непрощающему от искренности сердца ближним согрешения их возвещает, что и его грехи не будут прощены (Мф.6:15). Сребролюбцу и сластолюб­цу напоминает смерть, могущую восхитить их в то вре­мя, как они не ожидают ее (Лк.12:16-20). Возвышен подвиг мученичества: и внушается он, и питается любовью. Но Спаси­тель мира в наставлении, которое Он преподал мучени­кам, поощряет их к мужеству, воспомоществует в подви­ге страхом. Не убойтеся, говорит Он, от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче Могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф.10:28). Ей глаголю вам, Того убойтеся (Лк.12:5).