Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Не должно б было обращать никакого внимания на слова его: знаю я, что он тать и убийца. Но какая-то непонятная немощь, немощь воли, побеждает меня! Внимаю словам греха, смотрю на плод запрещенный. Тщетно совесть напоминает мне, что вкушение этого плода — вместе и вкушение смерти.

Если нет плода запрещенного пред глазами моими: внезапно рисуется этот плод в моем воображении, ри­суется живописно, как бы рукою очарования.

Влекутся чувства сердца к картине соблазнитель­ной, подобной блуднице. Наружность ее — пленитель­на; дышит из нее соблазн; украшена она в драгоценную, блестящую утварь; тщательно укрыто ее смертоносное действие. Ищет грех жертвы от сердца, когда не может принести этой жертвы тело, за отсутствием самого предмета.

Действует во мне грех мыслью греховною, действу­ет ощущением греховным, ощущением сердца и ощуще­нием тела; действует чрез телесные чувства, действует чрез воображение.

К какому заключению ведет меня такое воззрение на себя? К заключению, что во мне, во всем существе моем, живет повреждение греховное, которое сочув­ствует и вспомоществует греху, нападающему на меня извне. Я подобен узнику, окованному тяжкими цепями: всякий, кому только это будет дозволено, хватает узни­ка, влечет его куда хочет, потому что узник, будучи око­ван цепями, не имеет возможности оказать сопротив­ления.

Проник некогда грех в высокий рай. Там предложил он праотцам моим вкушение плода запрещенного. Там он обольстил; там обольщенных поразил вечною смер­тью. И мне, потомку их, непрестанно повторяет то же предложение; и меня, потомка их, непрестанно стара­ется обольстить и погубить. Адам и Ева немедленно по согрешении были изгнаны из рая и изринуты в страну горестей (Быт.3:23,24), я родился в этой стране плача и бедствий! Но это не оправдывает меня: сюда принесен мне рай Искупителем, всажден в сердце мое. Я согнал грехом рай из сердца моего. Те­перь там — смешение добра со злом, там — лютая борь­ба добра со злом, там — столкновение бесчисленных страстей, там мука, предвкушение вечной муки адской.

В себе вижу доказательство, что я сын Адама: сохра­няю его наклонность ко злу; соглашаюсь с предложени­ями обольстителя, хотя и знаю наверно, что предлага­ется мне обман, готовится убийство.

Напрасно бы я стал обвинять праотцев за сообщен­ный мне ими грех: я освобожден из плена греховного Искупителем и уже впадаю в грехи не от насилия, а про­извольно.

Праотцы совершили в раю однажды преступление одной заповеди Божией, а я, находясь в лоне Церкви Христовой, непрестанно нарушаю все Божественные заповедания Христа, Бога и Спасителя моего.

То волнуется душа моя гневом и памятозлобием! В воображении моем сверкает кинжал над главою вра­га и сердце упивается удовлетворенным мщением, со­вершенным мечтою. То представляются мне рассыпан­ные кучи золота! Вслед за ними рисуются великолеп­ные палаты, сады, все предметы роскоши, сладострас­тия, гордости, которые доставляются золотом и за ко­торые грехолюбивый человек поклоняется этому идо­лу — средству осуществления всех тленных пожеланий. То прельщаюсь почестями и властью! Влекусь, зани­маюсь мечтами о управлении людьми и странами, о доставлении им приобретений тленных, а себе тлен­ной славы. То, как бы очевидно, предстоят мне столы с дымящимися и благоухающими яствами! Смешно и вместе жалостно услаждаюсь я представляющимися предо мною обольщениями. То внезапно вижу себя праведным, или, правильнее, сердце мое лицемерству­ет, усиливается присвоить себе праведность, льстит само себе, заботится о похвале человеческой, как бы привлечь ее себе!

Страсти оспаривают меня одна у другой, непрерыв­но передают одна другой, возмущают, тревожат. И не вижу своего горестного состояния! На уме моем непроницаемая завеса мрака; на сердце лежит тяжелый ка­мень нечувствия.

Опомнится ли ум мой, захочет ли направиться к добру? Противится ему сердце, привыкшее к наслаж­дениям греховным, противится ему тело мое стяжав­шее пожелания скотские. Утратилось даже во мне по­нятие, что тело мое, как сотворенное для вечности, способно к желаниям и движениям Божественным, что стремления скотоподобные — его недуг, внесенный в него падением.

Разнородные части, составляющие существо мое, — ум, сердце и тело — рассечены, разъединены, действу­ют разногласно, противодействуют одна другой; тогда только действуют в минутном, богопротивном согла­сии, когда работают греху.

Таково мое состояние! Оно — смерть души при жиз­ни тела. Но я доволен своим состоянием! Доволен не по причине смирения, — по причине слепоты моей, по причине ожесточения моего. Не чувствует душа своего умерщвления, как не чувствует его и тело, разлученное от души смертью.