Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Оставим мудрость мира сего, оставим упование на нее и приступим с верою и смирением к Божией мудро­сти и силе, к святой Истине — Христу, который пришел в мир, да спасется Им мир (Ин.3:17). Он Свет, которого тма не объемлет и не приемлет (Ин.1:5). Тот только способен Его приять, кто возлюбил правду. Всяк делаяй злая ненавидит Света. Не веруяй в Онь уже осужден есть. Сей есть суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тму неже Свет: быша бо их дела зла (Ин.3:20,19; 1Тим.6:11,16). Аминь.

О СУЩЕСТВЕННОМ ДЕЛАНИИ МОНАХА

Существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все про­чие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы, или же дают­ся тем, которые, по нравственной немощи или по недо­статку умственных способностей, не могут заниматься всецело молитвою. Говорит преподобный Марк Под­вижник: «Не могущим претерпевать в молитве, хорошо находиться в служении (заниматься трудами и рукоде­лием в послушании), чтоб не лишиться того и другого; но тем, которые могут, лучше не нерадеть о лучшем» (Слово 4).

Преподобный Марк, объясняя слова Господа: Делай­те не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный (Ин.6:27), научает, что значение их заключается в том, чтоб мо­литвою искать Царства небеснаго, которое внутри нас (Лк.17:21), как сказал Господь, обетовавший ищущим небесного Царства доставить все телесные потребности Своим Божественным промыслом (Мф.6:33).

Объясняя слова святого апостола Павла: Не сообра­зуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная (Рим.12:2), преподобный Марк говорит: «Апостол наставляет нас к исполнению совершенной воли Божи­ей, желая, чтоб мы вовсе не были даже судимы. Зная же, что молитва содействует к совершению всех запо­ведей, он не престает многократно и многообразно заповедовать о ней и говорит: молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитв (Еф.6:18). Из этого знаем, что молитва различествует от молитвы; Иное — непарительно мыслью молиться Богу, и иное — предстоять на молитве телом, а мыслью парить. Опять: иное — молиться в известные времена и приступать к молитве по окончании мирских бесед и занятий, и иное — предпочитать и предпоставлять молитву, сколь­ко можно, мирским попечениям, по наставлению того же апостола: Господь близ: ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются Богу (Флп.4:6). Подобно этому говорит и блаженный апостол Петр: уце­ломудритеся и трезвитеся в молитвах, все попечение ваше воз­вергше Нань, яко Той печется о вас (1Пет.4:7; 5:7). Во-первых же, и Сам Господь, зная, что все молитвою утверждается, говорит: не пецытеся, что ясте, или что пиете, или чим одеждитеся: но паче ищите Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:31,33). Может быть, этим Господь призыва­ет нас и к большей вере: ибо кто, отвергши попечения о привременном и не терпя скудости, не поверит Богу, вследствие этого, относительно вечных благ? Это-то объясняя, Господь говорил: верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк.16:10). Но и в сем обстоятельстве Он снизошел нам человеколюбиво: зная, что неизбежно ежедневное попечение о настоящем дне, повелел не заботиться о завтрашнем. Повелел Он это весьма прилично, благо­лепно и человеколюбиво, потому что невозможно чело­векам, облеченным в тело, нисколько не заботиться о том, что относится к жизни тела. Многое сократить в малое, при посредстве молитвы и воздержания, воз­можно; но всеконечно презреть все, относящееся к телу, невозможно. И потому желающий, по Писанию, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова достигну­ти (Еф.4:13), не должен предпочитать молитве различные слу­жения или без нужды, как случится, брать их на себя, ниже, под предлогом молитвы, отвергать их, когда они встретятся по нужде и смотрению Божию, но рассмат­ривать, различать и служить смотрению Божию без испытания. Иначе мудрствующий и не признает, что одна заповедь может быть выше и главнее другой, как то видит из Писания и не хочет направлятися ко всем заповедям (Пс.118:128), смотрительно встречающимся ему, как то заповедует пророк. Нужное и смотрительно встречаю­щееся с нами — неизбежно, а безвременные занятия должно отвергать, предпочитая им молитву, в особенности же те занятия, которые низвлекают нас ко мно­гим расходам и к собранию излишнего имущества. На­сколько кто ограничит их и отвергнет предметы их, настолько удержит мысль от парения; насколько удер­жит мысль, настолько даст место чистой молитве и докажет веру во Христа. Если ж кто, по причине мало­верия или другой какой немощи, не может так посту­пать, тот, по крайней мере, пусть признает истину и подвизается по силе, обвиняя свое младенчество. Луч­ше подвергнуться ответственности за оскудение, чем за прелесть и возношение: в этом да удостоверит тебя притча Господа, представляющего в первом состоянии мытаря, а во втором фарисея (Лк. гл.18). Постараемся отстра­нять от себя всякое мирское попечение надеждою и мо­литвою. Если же не возможем исполнить этого, как дол­жно, то будем приносить Богу исповедание в оскудени­ях; от упражнения же в молитве не попустим себе отсту­пить. Лучше подвергнуться укорению за частное упуще­ние, нежели за совершенное оставление. Во всем, ска­занном нами о молитве и неизбежном служении, много нам потребно вразумления от Бога к рассуждению, что­бы знать, когда и какое занятие мы должны предпочи­тать молитве: потому что каждый, упражняясь в люби­мом ему занятии, думает совершать должное служение, не зная, что служение должно рассматривать в отноше­нии угождения Богу, а не в отношении угождения себе. Тем затруднительнее здесь рассуждение, что и эти нуж­ные и неизбежные заповеди не всегда одинаковы в от­ношении к исполнению, но одна другой, в свое время, должны быть предпочтены. Не всякое служение совер­шается всегда, но в свое время, а служение молитвы за­коноположено нам непрестанное: почему и должны мы предпочитать ее занятиям, в которых не настоит необ­ходимой надобности. Все апостолы, уча этому различию народ, желавший привлечь их к служению, сказали: «Неугодно есть нам, оставльшим Слово Божие, служити трапезам. Усмотрите убо, братие, мужи свидетельствованы от вас седмь, ихже поставим над службою сею. Мы же в молитве и служении слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всем народом» (Деян.6:2-5).

«Начнем дело: преуспевая постепенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и извещенная вера, и нелицемерная любовь, и непамятозлобие, и братолю­бие, и воздержание, и терпение, и глубина разумения, и избавление искушений, и даров дарование, и испове­дание сердечное, и прилежные слезы доставляются ве­рующим молитвою. Не только это, но и находящих скорбей терпение, и чистая любовь к ближним, и по­знание духовного закона, и обретение правды Божией, и наитие Святаго Духа, и подаяние духовных сокровищ, словом, все, что обетовал Бог подать верующим в этом и будущем веке. Невозможно душе восстановить в себе образ иначе, как только Божиею благодатию и верою человека, когда он пребывает умом в непарительной молитве и великом смиренномудрии» (Слово 4).

Подобно преподобному Марку рассуждает и препо­добный Макарий Великий: «Глава всякого благого тща­ния и верх добрых дел есть всегдашнее в молитве пре­бывание, чрез которую и другие добродетели приобре­таем, содействующу Подающему руку Тому Самому, Ко­торый и зовет нас на сие. Ибо общение таинственной силы и сопряжение мыслей, намеряющихся вдатися святости, яже к Богу, и прилепление самой души, горящей любовью ко Господу чрез оную же, неизглаголанно в молитве подаемы бывают достойным. Глаголет бо: дал еси веселие в сердце моем (Пс.4:8). И Сам Господь сказует: Царство небесное внутрь вас есть» (Лк.17:21. —Слово 3, гл. 1).

Святой Иоанн Лествичник называет молитву мате­рью всех добродетелей (Лествица. Заглавие 28 Слова).

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о внимательной молитве: «Святые отцы наши, слыша сло­ва Господа во Священном Евангелии, что от сердца исхо­дят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и что сия суть сквернящая человека (Мф.15:19,20); опять слыша в другом месте Евангелия, что Господь заповедует нам очистить внутреннее сткляницы и блюда да будет и внешнее их чисто (Мф.23:26), оставили всякое иное дело и подвизались всеусильно в этом делании, то есть в хранении сердца, зная наверно, что вместе с этим деланием они удобно приобретут все прочие добродете­ли, что без этого делания не может ни стяжаться, ни пребыть ни одна добродетель. Некоторые из отцов наи­меновали это делание сердечным безмолвием, другие назва­ли вниманием, иные — трезвением и противоречием, иные — истязанием помыслов и хранением ума: потому что все занимались им, и при посредстве его сподоби­лись Божественных дарований. О нем говорит Еккле­сиаст: веселися, юноше, в юности твоей, и ходи в путех серд­ца твоего непорочен и чист, и удали сердце твое от помышле­ний (Еккл.11:9); о нем говорит и Приточник: аще взыдет на тя дух владеющаго (прилог диавола), места твоего не оставь (Притч.10:4), то есть не попусти ему войти в место твое, под именем места разумея сердце; о нем говорит и Господь наш в Священном Евангелии: не возноситеся (Лк.12:20), то есть не рас­точайте ума вашего туда и сюда; опять в другом месте говорит: блаженни нищии духом (Мф.5:3), то есть блаженны те, которые не стяжали в сердце свое ни одной мысли этого мира, но нищи, — не имеют никакого мирского по­мысла. И все Божественные отцы наши много написали об этом. Кто хочет прочитать их писания, тот увидит, что написал подвижник Марк, что сказал святой Иоанн Лествичник, и преподобный Исихий, и Синаит Фило­фей, и авва Исаия, и Великий Варсонофий, и многие другие. Кратко сказать: кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподо­бится зреть Бога. Кто не внимает, тот не может быть нищ духом, не может плакать и рыдать, ни быть крот­ким и смиренным, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым и миротворцем, ни изгнанным правды ради. Вообще скажу: невозможно стяжать ни­какой другой добродетели иным образом, как только вниманием. И потому тебе должно озаботиться о нем более, нежели о чем другом, чтоб на самом деле стя­жать то, о чем говорю тебе». Затем предлагает препо­добный непрестанно совершать молитву Иисусову при соединении ума с сердцем, причем подвижник может постоянно пребывать в трезвении и отгонять именем Иисуса всякий греховный помысл, откуда бы он ни воз­ник, отгонять его, прежде нежели он войдет и изобра­зится. При посредстве этого делания стяжавается опыт­ное и существенное познание падших духов; познав их, мы стяжаваем к ним ненависть и памятозлобие, вступа­ем в непрестанную брань с ними, воздвизаем против них естественную ревность, гоним их, поражаем, унич­тожаем (О трех образах молитвы. Добротолюбие, ч. 1).

Блаженный [33] Никифор определяет внимание так: «Одни из святых назвали внимание блюдением ума, другие хранением сердца, иные трезвением, иные мысленным безмол­вием, иные иначе. Всем этим выражается одно и то же, как бы кто сказал хлеб, или сказал ломоть или кусок; так понимай и об этом. Что есть внимание и какие его свой­ства, тому научись тщательно. Внимание есть чистого покаяния познание, внимание есть воззвание души, не­нависть к миру, восхождение к Богу; внимание есть отвержение греха и восприятие добродетели; внимание есть несомненное извещение в прощении грехов; вни­мание есть начало умозрения, правильнее же причина умозрения: ибо Бог, при посредстве его, нисходит и яв­ляется ему. Внимание есть не смущение ума, или, правильнее, твердость его, дарованная душе милостью Бо­жиею; внимание есть низложение помыслов, памяти Божией храм, сокровищехранитель терпения встречающихся напастей; внимание — причина веры, надежды, любви» [34] . Блаженный Никифор, подобно преподобно­му Симеону Новому Богослову и прочим святым отцам, предлагает в средство ко вниманию непрестанное уп­ражнение молитвою Иисусовою, при соединении ума с сердцем. Приглашая всех иноков, произволяющих стя­жать истинное преуспеяние, к подвигу внимания и со­единенной с ним непрестанной молитве, Никифор го­ворит: «Вы, желающие сподобиться великолепного, Бо­жественного светоявления Спасителя нашего Иисуса Христа; вы, желающие восприять ощутительно прене­бесный огнь в сердце; вы, которые тщитесь получить существенное примирение с Богом; вы, которые оста­вили все мирское для приобретения и стяжания сокро­вища, сокрытого на селе сердец ваших; вы, которые хо­тите, чтоб светильники душевные отныне возжглись светло, и потому отреклись от всего временного; вы, которые хотите разумно и опытно познать и приять царство небесное, находящееся внутри вас!

Невозможно нам получить примирение и соедине­ние с Богом, если мы, во-первых, не возвратимся по воз­можности к себе, если не войдем в себя. Преславно — отторгать себя от общения с миром и от суетного попе­чения и неослабно соблюдать находящееся внутри нас небесное Царство. По этой причине монашеское жи­тельство названо наукою из наук и художеством из худо­жеств: это преподобное жительство доставляет не ка­кие-либо тленные предметы, чтоб в них мы похорони­ли ум наш, отвлекши его от лучшего, но обещает страш­ные и неизреченные блага, которых око не видело, о которых ухо не слышало, которые вовсе неизвестны для сердца (1Кор.2:9). И посему несть наша брань к плоти и крови, но к началом, и ко властем, и к миродержителям тмы века сего (Еф.6:12). Если настоящий век — тма, то бежим от него, бежим, помышляя, что у нас нет ничего общего с врагом Божи­им. Желающий быть другом ему соделывается врагом Бога (Иак.4:4), а соделавшемуся врагом Бога кто может помочь? И потому будем подражать отцам нашим, и, подобно им, займемся взысканием находящегося внутри сердец на­ших сокровища, и нашедши, будем держать его крепко, возделывая и храня: таково наше назначение с самого начала» (Добротолюбие, ч. 2).

Преподобный Нил Сорский советует желающим упражняться в сердечном безмолвии — отречься от всех вообще помышлений и заменить их призыванием име­ни Господа Иисуса, то есть молитвою Иисусовою. «Дол­жно, — говорит преподобный Нил, — понуждаться мол­чать мыслью и от мнящихся правых помыслов, непрес­танно смотреть в глубину сердечную и говорить: Госпо­ди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (Слово 2). Так вожделенно это делание, так оно обширно, преиспол­нено обилия духовного, что святой апостол Павел предпочитал пребывание в нем ума всем прочим помышле­ниям и размышлениям: не судих видети что в вас, гово­рит он, точию Иисуса Христа, и Сего распята (1Кор.2:2).

Блаженный старец Серафим Саровский говорит: «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (Наставление 11). Благодатные дарова­ния получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих» (Наставление 4. По изданию 1844 г.).