Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Преподобный Марк Подвижник, называя в 4-м Сло­ве своих сочинений молитву главнейшим деланием мо­наха, долженствующим обымать все частные его дела­ния, всю жизнь его, в 1-м Слове называет главным и единственным деланием монаха покаяние, а заповедь о покаянии главною заповедью, объемлющею все прочие заповеди. Противоречие представляется здесь только при наружном взгляде. Это значит, что делание покая­ния должно быть соединено с деланием молитвы в еди­но делание. Господь соединил их: человек да не разлуча­ет. Бог, говорит сын Божий, не имать ли сотворити отм­щение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь (Лк.18:7). Здесь указано на делание избранных, на их непрестан­ную молитву: она названа воплем, то есть выражением плача и покаяния. «Покаяние, — говорит преподобный Марк, — как я полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами: оно совершается исполнением заповедей Христовых, соразмерно этому исполнению. Заповеди — одни, более общие, заключают в себе много частных, и многие части порочности отсекают разом. Например, в Писании сказано: всякому просящему у тебя дай, и от взимающаго твоя не истязуй (Лк.6:30), и: хотящаго заяти у тебе, не отврати» (Мф.5:42): это — заповеди частные. Общая же, заключающая их в себе, — продаждь имение твое, и даждь нищим (Мф.19:21), и взем крест твой, гряди в след Мене (Мк.10:21), разумея под крестом терпение встречающихся нам скорбей. Раз­давший все нищим и взявший крест свой исполнил ра­зом все вышеозначенные заповеди. Опять: хощу, говорит Писание, да молитвы творят мужие на всяком месте возде­ющие, преподобные руки (1Тим.2:8), общее же: вниди в клеть твою, и помолися Отцу твоему, иже втайне (Мф.6:6), и еще: непрестанно молитеся (1Сол.5:17). Вшедший в клеть свою и непрестанно моля­щийся в этом заключил приношение молитв на всяком месте. Опять сказано: не соблуди, не прелюбы сотвори, не убий и тому подобное; общее же этого: помышления низ­лагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий (1Кор.10:15). Низлагающий помышления поставил преграду всем вы­шепоименованным видам греха. По этой причине бого­любивые и известно-верные понуждают себя на общие заповеди и не упускают исполнения частных, когда оно по обстоятельствам потребуется. Из всего этого я зак­лючаю, что дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы и терпения встречающихся скорбей. Эти три добродетели должны быть совершае­мы не только наружным образом, но и умным деланием, чтоб укосневшие в них соделались бесстрастными. А как без этих трех добродетелей не может быть совер­шено дело покаяния: то я думаю, что покаяние приличе­ствует всегда и всем, хотящим получить спасение, и грешникам и праведникам, потому что нет степени со­вершенства, на которой бы не было нужным делание поименованных трех добродетелей. Посредством их приобретается начинающими введение в благочестие, средними — преуспеяние, совершенными — утвержде­ние и пребывание в совершенстве». Как преподобный Марк в его 4-м Слове, так и прочие вышеприведенные отцы свидетельствуют, что терпение всех встречающих­ся скорбей и успешное отражение помыслов доставля­ется молитвою; они называют молитву источником покаяния. Он — и мать покаяния, и дщерь его. Сказанное святым Иоанном Лествичником о молитве и памяти смертной можно, со всею справедливостью, сказать о молитве и покаянии: «Воспеваю две сущности во еди­ной ипостаси (во едином лице)» (Лествица. Слово 28, гл. 46). Делание покаяния и молитвы — одно; но оно совмещает в себе два различ­ные вида добродетели.

Отражение греховных помыслов и ощущений со­вершается при посредстве молитвы; оно есть делание, соединенное с молитвою, неразлучное от молитвы, по­стоянно нуждающееся в содействии и в действии молит­вы. Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на преподоб­ного Григория Синаита, говорит: «Блаженный Григо­рий Синаит, достоверно зная, что нам страстным не­возможно победить лукавые помыслы, сказал следую­щее: никто из новоначальных не может удержать ума, и отогнать помыслы, если Бог не удержит ум, и не отго­нит помыслы. Удерживать ум и отгонять помыслы свой­ственно сильным; но и они отгоняют их не собою: они подвизаются на брань против них, имея с собою Бога, будучи облечены благодатию и всеоружием Его. Ты же, если увидишь нечистоту лукавых духов, то есть возды­мающиеся помыслы в уме твоем, не ужасайся, не уди­вись; если явятся и благие разумения о разных предме­тах, на внимай им; но, удерживая дыхание по возмож­ности и ум заключая в сердце, вместо оружия призы­вай Господа Иисуса часто и прилежно. Они отбегут, бу­дучи невидимо опаляемы Божественным именем. Когда же помыслы начнут очень стужать, тогда, встав, помо­лись на них, а потом опять берись с твердостью за пре­жнее делание» (Слово 2), то есть за моление именем Господа Иисуса. Святой Иоанн Лествичник в Слове о молитве говорит: «Приходящего пса — греховный помысл — отго­няй этим оружием — оружием молитвы и, сколько бы раз он ни покусился напасть, не окажи ему послабления» (Слово 28, гл. 55). Симеон Новый Богослов: «Сатана, с подчиненными ему духами, приобрел право с того времени, как при посредстве преслушания причинил человеку изгна­ние из рая и отлучение об Бога, невидимо колебать и ночью и днем словесность каждого человека, одного много, другого мало, одного больше, другого меньше, и не иначе можно оградиться уму, как непрестанною памятью Божиею. Когда силою креста напечатлеется в сердце память Божия, тогда он утвердит в непоколеби­мости словесность. К этому ведет мысленный подвиг, которым обязался подвизаться каждый христианин на поприще веры Христовой; если же он этого не достиг­нет, то суетен его подвиг. Для мысленного подвига слу­жат вводными все и многоразличные подвиги всякого, претерпевающего страдания ради Бога, с целью прекло­нить к себе милосердие Божие и исходатайствовать у него возвращение прежнего достоинства, чтоб напечат­лелся в уме Христос» [35] .

Приуготовительное обучение к непрестанной молитве совершается посред­ством послушания и упражнения в монастырских тру­дах, как сказал преподобный Филимон: «Бог хочет, что­бы мы являли наше тщание к Нему сперва в трудах, по­том в любви и непрестанной молитве» (Добротолюбие, ч. 4. О авве Филимоне). Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя. Великое благо молитвы проистекает из послушания, сказал преподобный Симе­он Новый Богослов [36] . Находящиеся в послушании и за­нимающиеся монастырскими трудами никак не должны считать себя свободными от упражнения молитвою: без этого самые труды и даже послушание будут бесплодны­ми, мало того, принесут зловредный плод тщеславия и других грехов, непременно являющихся в той душе, в которой окажется бедственная пустота, в которой не живут сила и благоухание молитвы. Занимаясь монастырскими трудами и рукоделием, молись часто, если не можешь еще молиться непрестанно; возвращайся к мо­литве, как ни вспомнишь о ней: молитва постепенно обратится в навык, и частая молитва неприметным об­разом перейдет в непрестанную. «Подвижники послуша­ния, — говорит святой Иоанн Лествичник, — различ­ным образом употребляют ноги: одна из них движется к служению, другая неподвижна на молитве» (Лествица. Слово 4, гл. 2). Под сло­вом ноги разумеется вся деятельность. «Видел я просиявших в послушании и не нерадевших по возможности о умной памяти Божией, — говорит тот же святой, — как они, встав на молитву, немедленно овладевали умом сво­им и проливали потоками слезы: они были предуготов­лены преподобным послушанием» (Лествица. Слово 28, гл. 31). Из этого видно, что древние подвижники при монастырских трудах не позволяли себе суетного развлечения, но, занимая руки делом, занимали ум молитвою. По этой причине, когда они приходили в церковь или начинали в келье исполнять свое молитвенное правило, немедленно ум их и сердце устремлялись к Богу, без всякого препятствия. Напротив того, кто при трудах и рукоделии позволяет себе суетные мысли и разговоры, тот, встав на молитву, никак не может справиться с умом своим, непрестанно исторгающимся из его власти, непрестанно обращаю­щимся к тем предметам, которые привлекали его к себе до времени молитвы. Чадо, говорит Писание, от юности твоея избери нака­зание, и даже до седин обрящеши премудрость. Яко же оряй и сеяй, приступи к ней, и жди благих плодов ея. В делании бо ея мало потрудишися, и скоро ясти будеши плоды ея (Сир.6:18-20).

Аминь.

ДУХ МОЛИТВЫ НОВОНАЧАЛЬНОГО

ВВЕДЕНИЕ

Здесь предлагается учение о качестве молитвы, свойственной начинающему идти к Господу путем пока­яния. Главные мысли изложены каждая отдельно с тою целью, чтоб они могли быть читаемы с большим вни­манием и удерживаемы в памяти с большею удобнос­тью. Чтение их, питая ум истиною, а сердце смирени­ем, может доставлять душе должное направление в ее молитвенном подвиге и служить к нему предуготови­тельным занятием.

1) Молитва есть возношение прошений наших к Богу.

2) Основание молитвы заключается в том, что че­ловек — существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому — молится.

3) Пристанище молитвы — в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную жертву: на этом основании, желая за­няться молитвою, отвергни сомнение и двоедушие (Иак.1:6-8). Не скажи сам себе: «Я грешник; неужели Бог услышит меня?» Если ты грешник, то к тебе-то и относятся уте­шительные слова Спасителя: Не приидох призвати праведныя, но грешныя на покаяние (Мф.9:13).

4) Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, проще­ние от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление себя от рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизре­ченной благости Создателя к созданию.

5) Первые слова Спасителя к падшему Человечеству были: Покайтеся, приближися бо Царствие небесное (Мф.6:17). По­сему, доколе не войдешь в это Царство, стучись во вра­та его покаянием и молитвою.

6) Истинная молитва есть голос истинного покая­ния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно (Пс.50:19).