Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Здесь предлагается учение о качестве молитвы, свойственной начинающему идти к Господу путем пока­яния. Главные мысли изложены каждая отдельно с тою целью, чтоб они могли быть читаемы с большим вни­манием и удерживаемы в памяти с большею удобнос­тью. Чтение их, питая ум истиною, а сердце смирени­ем, может доставлять душе должное направление в ее молитвенном подвиге и служить к нему предуготови­тельным занятием.

1) Молитва есть возношение прошений наших к Богу.

2) Основание молитвы заключается в том, что че­ловек — существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому — молится.

3) Пристанище молитвы — в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную жертву: на этом основании, желая за­няться молитвою, отвергни сомнение и двоедушие (Иак.1:6-8). Не скажи сам себе: «Я грешник; неужели Бог услышит меня?» Если ты грешник, то к тебе-то и относятся уте­шительные слова Спасителя: Не приидох призвати праведныя, но грешныя на покаяние (Мф.9:13).

4) Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, проще­ние от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление себя от рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизре­ченной благости Создателя к созданию.

5) Первые слова Спасителя к падшему Человечеству были: Покайтеся, приближися бо Царствие небесное (Мф.6:17). По­сему, доколе не войдешь в это Царство, стучись во вра­та его покаянием и молитвою.

6) Истинная молитва есть голос истинного покая­ния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно (Пс.50:19).

7) Спаситель мира называет блаженными нищих ду­хом, то есть имеющих о себе самое смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на земле, в изгнании, вне истинного своего оте­чества, которое — небо. Блаженни нищии духом, молящи­еся при глубоком сознании нищеты своей, яко тех есть Царство небесное (Мф.5:3). Блаженни плачущии в молитвах своих от ощущения нищеты своей, яко тии утешатся (Мф.5:4) благо­датным утешением Святаго Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен из объятий любви молящегося; тогда молящийся быва­ет примирен со всеми тягостнейшими обстоятельства­ми земной жизни.

8) Господь, научая нас молитве, уподобляет молящу­юся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятно­му (Лк.18:1-8). Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да будет, так сказать, по­стоянною жалобою на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательною молитвою: увидишь что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соде­лывающего тебя чуждым Богу.

9)Весь день, говорит о себе Давид, весь день зем­ной жизни, сетуя хождах (Пс.37:7), препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: яко лядвия моя на­полнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей (Пс.37:7,8). Лядвиями названо шествие по пути земной жизни; пло­тью — нравственное состояние человека. Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткнове­ний; их нравственное состояние не может быть увра­чевано никакими собственными средствами и усилия­ми. Для исцеления нашего необходима благодать Бо­жия, исцеляющая только тех, которые признают себя больными. Истинное признание себя больным доказы­вается тщательным и постоянным пребыванием в по­каянии.

10) Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11), говорит пророк, а другой пророк, говорит от лица Божия: На кого воззрю, точию на кроткаго, и мол­чаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис.66:2). Господь призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их (Пс.101:18). Он — даяй живот, то есть спасение, сокрушенным сердцем (Ис.57:15).

11) Хотя бы кто стоял на самой высоте добродете­лей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом (Прп. Исаак Сирский. Слово 55).

12) В тот день, в который я не плачу о себе, сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, считаю себя находящимся в самообольщении [37] .

13) Хотя бы мы проходили многие возвышенней­шие подвиги, сказал святой Иоанн Лествичник, но они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болез­ненного чувства покаяния [38] .