Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

28) Отвергай благие, по-видимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы (Лествица. Слово 28, гл. 59). Они выходят из области лжеименного разума, — восседают, как бы всадники на конях, на тщеславии. Закрыты мрачные лица их, чтоб ум молящегося не мог узнать в них врагов своих. Но потому именно, что они враждеб­ны молитве, отвлекают от нее ум, уводят его в плен и тягостное порабощение, обнажают и опустошают душу, потому именно познаются, что они — враги, и из облас­ти миродержца. Духовный разум, разум Божий, содей­ствует молитве, сосредоточивает человека в самом себе, погружает его во внимание и умиление, наводит на ум благоговейное молчание, страх и удивление, рож­дающиеся от ощущения присутствия и величия Божи­их. Это ощущение в свое время может очень усилиться, и соделать молитву для молящегося страшным судили­щем Божиим (Лествица. Слово 28, гл. 1).

29) Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влеку­щего к себе зрение ума и желание сердца. Тогда ум зрит безвидно, и вполне удовлетворяет себя невидением, превысшим всякого видения. Причина этого блаженно­го невидения есть бесконечная тонкость и непостижи­мость Предмета, к которому направлено зрение. Неви­димое Солнце правды — Бог испускает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют сердце чудным спокойствием, верою, мужеством, кротостью, милосердием, любовью к ближним и Богу. По этим действиям, зримым во внут­ренней сердечной клети, человек признает несомнен­но, что молитва его принята Богом, начинает веровать живою верою и твердо уповать на Любящего и Люби­мого. Вот начало оживления души для Бога и блажен­ной вечности [47] .

30) Плоды истиной молитвы: святой мир души, со­единенный с тихою, молчаливою радостью, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая о всех пред Богом как о себе, как о своих собственных членах. Из такой любви к ближним воссиявает чистейшая любовь к Богу.

31) Эти плоды — дар Божий. Они привлекаются в душу ее вниманием и смирением, хранятся ее вернос­тью к Богу.

32) Душа тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и помышления греховно­го, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в которые увлекается по немощи своей.

33) То, что желаем стяжать дар молитвы, доказываем терпеливым приседением молитвою при дверях мо­литвы. За терпение и постоянство получаем дар мо­литвы. Господь, говорит Писание, даяй молитву благодат­ную молящемуся (1Цар.2:9) терпеливо при одном собственном усилии.

34) Для новоначальных полезнее краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени [48] .

35) Молитва есть высшее упражнение для ума.

36) Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей [49] .

37) Будь мудр в молитве твоей. Не проси в ней ни­чего тленного и суетного, помня заповедание Спасите­ля: Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся, то есть все потребности для временной жизни, при­ложатся вам (Мф.6:33. Св. Исаак Сирский. Слово 5).

38) Намереваясь сделать что или желая чего, также в затруднительных обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве пред Богом: проси того, что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неис­полнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и бла­гость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему чаша. Обаче не Моя воля, зак­лючил Он молитву Свою ко Отцу: но Твоя да будет (Лк.22:42).

39) Приноси Богу смиренную молитву о совершае­мых тобою добродетелях и благочестивых подвигах: очищай, совершенствуй их молитвою и покаянием. Го­вори о них в молитве твоей то, что говорил в ежеднев­ной молитве своей праведный Иов о детях своих: Негли когда сынове мои погрешиша, и в мысли своей злая помысли­ша противу Бога (Иов.1:5). Лукава — злоба: неприметно приме­шивается добродетели, оскверняет, отравляет ее.

40) Отвергнись всего, чтобы наследовать молит­ву — и, поднятый от земли на кресте самоотвержения, предай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими свя­тую молитву, которая по учению апостола и Вселен­ской Церкви, есть действие в человеке Святаго Духа, когда Дух вселится в человека [50] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ