Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

35) Молитва есть высшее упражнение для ума.

36) Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей [49] .

37) Будь мудр в молитве твоей. Не проси в ней ни­чего тленного и суетного, помня заповедание Спасите­ля: Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся, то есть все потребности для временной жизни, при­ложатся вам (Мф.6:33. Св. Исаак Сирский. Слово 5).

38) Намереваясь сделать что или желая чего, также в затруднительных обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве пред Богом: проси того, что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неис­полнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и бла­гость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему чаша. Обаче не Моя воля, зак­лючил Он молитву Свою ко Отцу: но Твоя да будет (Лк.22:42).

39) Приноси Богу смиренную молитву о совершае­мых тобою добродетелях и благочестивых подвигах: очищай, совершенствуй их молитвою и покаянием. Го­вори о них в молитве твоей то, что говорил в ежеднев­ной молитве своей праведный Иов о детях своих: Негли когда сынове мои погрешиша, и в мысли своей злая помысли­ша противу Бога (Иов.1:5). Лукава — злоба: неприметно приме­шивается добродетели, оскверняет, отравляет ее.

40) Отвергнись всего, чтобы наследовать молит­ву — и, поднятый от земли на кресте самоотвержения, предай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими свя­тую молитву, которая по учению апостола и Вселен­ской Церкви, есть действие в человеке Святаго Духа, когда Дух вселится в человека [50] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто небрежет о упражнении внимательною, ра­створенною покаянием молитвою, тот чужд преуспея­ния духовного, чужд плодов духовных, находится во мра­ке многообразного самообольщения. Смирение есть единственный жертвенник, на котором дозволено чело­векам приносить молитвенные жертвы Богу, — един­ственный жертвенник, с которого молитвенные жерт­вы приемлются Богом [51] ; молитва есть мать всех истинных, Божественных добродетелей. Невозможно, невоз­можно никакое духовное преуспеяние для того, кто от­верг смирение, кто не озаботился вступить в священ­ный союз с молитвою. Упражнение молитвою есть за­вещание апостола: непрестанно молитеся, говорит нам апостол (1Сол.5:17). Упражнение молитвою есть заповедь Самого Господа, заповедь, соединенная с обетованием: просите, приглашает нас Господь, повелевает нам Господь, и дас­тся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф.7:7). Не воздремлет, ниже уснет (Пс.120:4) молитва, доколе не укажет возлюбившему ее и постоянно упражняющемуся в ней чертог наслаждений вечных, доколе не введет его в небо. Там она преобразится в непрестанную жертву хва­лы. Эту хвалу непрестанно будут приносить, будут про­возглашать неумолкно избранные Божии от непрестан­ного ощущения блаженства в вечности, прозябшего здесь, на земле и во времени, от семян покаяния, посе­янных внимательною и усердною молитвою. Аминь.

СЛОВО О КЕЛЕЙНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ

Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз­даст тебе яве (Мф.6:6). Вот установление Самим Господом уеди­ненной келейной молитвы.

Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить: и потому часто заменяли для Него безмолвную, спокойную келью безмолвные вершины гор и тенистые вертограды.

Пред исшествием Своим на страдания, которыми долженствовало быть куплено спасение рода человечес­кого, Господь молился в загородном, уединенном саду Гефсиманском. Во время молитвы Богочеловек прекло­нял колена; от усиленного молитвенного подвига обиль­ный пот кровавыми каплями катился с лица Его на зем­лю. Гефсиманский сад состоял из вековых масличных дерев. И днем, при свете лучей солнечных, лежала в нем густая тень, а тогда лежала на нем темная ночь Па­лестины. Никто не разделял с Господом Его молитвы: вдали Его были спящие ученики, вокруг — спящая при­рода. Сюда с факелами и вооруженною толпою пришел предатель: предатель знал любимое место и время мо­литв Иисусовых.