Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Кто небрежет о упражнении внимательною, ра­створенною покаянием молитвою, тот чужд преуспея­ния духовного, чужд плодов духовных, находится во мра­ке многообразного самообольщения. Смирение есть единственный жертвенник, на котором дозволено чело­векам приносить молитвенные жертвы Богу, — един­ственный жертвенник, с которого молитвенные жерт­вы приемлются Богом [51] ; молитва есть мать всех истинных, Божественных добродетелей. Невозможно, невоз­можно никакое духовное преуспеяние для того, кто от­верг смирение, кто не озаботился вступить в священ­ный союз с молитвою. Упражнение молитвою есть за­вещание апостола: непрестанно молитеся, говорит нам апостол (1Сол.5:17). Упражнение молитвою есть заповедь Самого Господа, заповедь, соединенная с обетованием: просите, приглашает нас Господь, повелевает нам Господь, и дас­тся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф.7:7). Не воздремлет, ниже уснет (Пс.120:4) молитва, доколе не укажет возлюбившему ее и постоянно упражняющемуся в ней чертог наслаждений вечных, доколе не введет его в небо. Там она преобразится в непрестанную жертву хва­лы. Эту хвалу непрестанно будут приносить, будут про­возглашать неумолкно избранные Божии от непрестан­ного ощущения блаженства в вечности, прозябшего здесь, на земле и во времени, от семян покаяния, посе­янных внимательною и усердною молитвою. Аминь.

СЛОВО О КЕЛЕЙНОМ МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ

Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз­даст тебе яве (Мф.6:6). Вот установление Самим Господом уеди­ненной келейной молитвы.

Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам, во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Он не имел где главу подклонить: и потому часто заменяли для Него безмолвную, спокойную келью безмолвные вершины гор и тенистые вертограды.

Пред исшествием Своим на страдания, которыми долженствовало быть куплено спасение рода человечес­кого, Господь молился в загородном, уединенном саду Гефсиманском. Во время молитвы Богочеловек прекло­нял колена; от усиленного молитвенного подвига обиль­ный пот кровавыми каплями катился с лица Его на зем­лю. Гефсиманский сад состоял из вековых масличных дерев. И днем, при свете лучей солнечных, лежала в нем густая тень, а тогда лежала на нем темная ночь Па­лестины. Никто не разделял с Господом Его молитвы: вдали Его были спящие ученики, вокруг — спящая при­рода. Сюда с факелами и вооруженною толпою пришел предатель: предатель знал любимое место и время мо­литв Иисусовых.

Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В без­молвии и ночью можно молиться внимательнее. Гос­подь избирал для молитвы своей преимущественно уединение и ночь, избирал их с тем, чтоб мы не только повиновались Его заповеданию о молитве, но и последовали Его примеру. Господу, для Него Самого, нужна ли была молитва? Пребывая, как человек, с нами на земле, Он вместе, как Бог, неразлучно был с Отцом и Духом, имел с Ними едину Божественную волю и Божествен­ную власть.

Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне. Пусть о молитве твоей не зна­ет никакая шуйца твоя! Ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.

Затвори двери кельи твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затво­ри двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые покусят­ся смутить и осквернить тебя, и помолись.

Не дерзни приносить Богу многоглагольных и крас­норечивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны: они — произведе­ние падшего разума и, будучи жертвою оскверненною, не могут быть приняты на духовный жертвенник Бо­жий. А ты, любуясь изящными выражениями сочинен­ных тобою молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы. Ты увлечешь­ся далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно и уже достиг некоторой степени Богоугождения.

Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубо­кое неведение всего Божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе святая Церковь установила молитвенные правила.

Молитвенное правило есть собрание нескольких мо­литв, сочиненных Боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.

Цель правила — доставить душе недостающее ей ко­личество молитвенных мыслей и чувств, притом мыс­лей и чувств правильных, святых, точно-богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благо­датные молитвы святых отцов.