Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В без­молвии и ночью можно молиться внимательнее. Гос­подь избирал для молитвы своей преимущественно уединение и ночь, избирал их с тем, чтоб мы не только повиновались Его заповеданию о молитве, но и последовали Его примеру. Господу, для Него Самого, нужна ли была молитва? Пребывая, как человек, с нами на земле, Он вместе, как Бог, неразлучно был с Отцом и Духом, имел с Ними едину Божественную волю и Божествен­ную власть.

Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне. Пусть о молитве твоей не зна­ет никакая шуйца твоя! Ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.

Затвори двери кельи твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затво­ри двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые покусят­ся смутить и осквернить тебя, и помолись.

Не дерзни приносить Богу многоглагольных и крас­норечивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны: они — произведе­ние падшего разума и, будучи жертвою оскверненною, не могут быть приняты на духовный жертвенник Бо­жий. А ты, любуясь изящными выражениями сочинен­ных тобою молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы. Ты увлечешь­ся далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно и уже достиг некоторой степени Богоугождения.

Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубо­кое неведение всего Божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенчествующей душе святая Церковь установила молитвенные правила.

Молитвенное правило есть собрание нескольких мо­литв, сочиненных Боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.

Цель правила — доставить душе недостающее ей ко­личество молитвенных мыслей и чувств, притом мыс­лей и чувств правильных, святых, точно-богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благо­датные молитвы святых отцов.

Для молитвенного упражнения утром имеется осо­бенное собрание молитв, называемое утренними молит­вами или утренним правилом; для ночного моления пред отшествием ко сну — другое собрание молитв, именуе­мое молитвами на сон грядущим или вечерним правилом. Особенное собрание молитв прочитывается готовящим­ся ко Причащению святых Христовых Таин и называет­ся правилом ко святому Причащению. Посвятившие обиль­ную часть своего времени благочестивым упражнениям прочитывают около 3 часа пополудни особенное собра­ние молитв, называемое ежедневным или иноческим прави­лом. Иные прочитывают ежедневно по нескольку кафизм, по нескольку глав из Нового Завета, полагают несколько поклонов: все это называется правилом.

Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитва­ми, называемыми правилом! Молитвенное правило на­правляет правильно и свято душу, научает ее поклонять­ся Богу Духом и Истиною (Ин.4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и ом­рачения грехом, она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняе­мых ее тщеславием и самолюбием. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, на­учая его непрестанному самоосуждению, питая его уми­лением, укрепляя надеждою на всеблагого и всемило­сердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и ближним.

Как возвышенны и глубоки молитвы ко святому При­чащению! Какое превосходное приготовление они дос­тавляют приступающему к Святым Христовым Таинам! Они убирают и украшают дом души чудными помышле­ниями и ощущениями, столько благоугодными Господу. Величественно изображено и объяснено в этих молит­вах величайшее из таинств Христианских; в противопо­ложность этой высоте, живо и верно исчислены недо­статки человека, показаны его немощь и недостоин­ство. Из этих молитв сияет, как солнце с неба, непости­жимая благость Бога, по причине которой Он благово­лит тесно соединяться с человеком, несмотря на нич­тожность человека.

Утренние молитвы так и дышат бодростью, свеже­стью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовно­го Света и дня бесконечного, производимых Солнцем правды — Христом.

Краткое успокоение сном во время ночи — образ продолжительного сна во мраке могилы. И воспомина­ют нам молитвы на сон грядущим преселение наше в веч­ность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них.

Молитвенное чтение Акафиста сладчайшему Иису­су, кроме собственного своего достоинства, служит пре­восходным приготовлением к упражнению молитвою Иисусовою, которая читается так: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Эта молитва составляет почти единственное упражнение преуспевших под­вижников, достигших в простоту и чистоту, для которых всякое многомышление и многословие служит обреме­нительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема молитва Иисусо­ва, представляющаяся для новоначальных крайне сухою. Он, на всем пространстве своем, изображает одно прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом; но этому прошению даны разнообразные формы, сообразно младенчественности ума новона­чальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.

В Акафисте Божией Матери воспето вочеловече­ние Бога-Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога ублажают вси роди (Лк.1:48). Как бы на обширной картине бесчисленными дивными чертами, красками, оттенками изображено в Акафисте великое Таинство вочеловечения Бога-Сло­ва. Удачным освещением оживляется всякая карти­на, — и необыкновенным светом благодати озарен Ака­фист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум; от него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется, как бы впол­не постигнутое, по чудному действию, производимому на ум и сердце.