Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Избрав для себя соразмерное силам и душевной по­требности молитвенное правило, старайся тщательно и неупустительно исполнять его: это нужно для поддер­жания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известные часы, достаточное употребление здоровой пищи. «Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день суда Своего, — говорит святой Исаак Сирский, — не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших: тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отм­щением, все воспрещенное Богом. И по причине остав­ления малого (правила), за которое сподобляются зас­тупления Христова, мы делаемся подвластными (бе­сам), как написано некоторым премудрым: «Не покоря­ющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему». Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совер­шение этих (правил) внутри кельи премудро установле­но учредителями церковного устава, по откровению свыше, для хранения живота нашего» (Исаак. Слово 17).

Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не остав­ляли и правил своих, которые обыкли они совершать в известные часы нощеденствия. Многие доказательства этого видим в житиях их: Антоний Великий, совершая правила девятого часа — церковный девятый час соот­ветствует третьему часу пополудни — сподобился Боже­ственного откровения; когда преподобный Сергий Ра­донежский занимался молитвенным чтением Акафиста Божией Матери, явилась ему Пресвятая Дева в сопро­вождении апостолов Петра и Иоанна.

Возлюбленнейший брат! Покори свою свободу пра­вилу: оно, лишив тебя свободы пагубной, свяжет тебя для того только, чтоб доставить тебе свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостны­ми; потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила: подражанием им и ты последуй в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который, вочеловечившись и указуя нам Собою образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин.5:19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин.12:49), имел целью исполнение во всем воли Отца (Ин.5:30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа — одна. По отношению к человекам она заключается в спасении человеков. Всесвятая Троице, Боже наш! Сла­ва Тебе. Аминь.

СЛОВО О ЦЕРКОВНОЙ МОЛИТВЕ

Без всякого сомнения, превосходнейшее по досто­инству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь; слова эти тождезначущи (Новая Скрижаль, гл. 1). Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом: самым ощутитель­ным и самым полезнейшим для человека. Тогда только явление Бога еще полезнее и еще ощутительнее для человека, когда человек сам соделается храмом Божи­им, соделавшись обителью Святаго Духа, подобно апо­столам и другим величайшим святым. Но такого состо­яния достигают весьма редкие из христиан. И потому, оставляя до другого времени беседу о нерукотворен­ном, богозданном, словесном храме Божием — челове­ке и о богослужении, какое в нем должно отправлять­ся, побеседуем теперь о вещественном Божием храме, созданном руками человеческими, о молитвословиях, отправляемых в нем, о обязанности христианина тща­тельно посещать храм Божий, о пользе такового посе­щения.

Божий храм есть земное небо: «в храме славы Твоея Господи стояще, на небеси стояти мним», воспевает свя­тая Церковь (Последование Утрени, тропарь по славословии). Храм есть место общения Бога с челове­ками: в нем совершаются все христианские таинства. Божественная литургия и хиротония не могут быть со­вершены нигде, как только в храме. И прочие таинства тоже должны быть совершаемы в храме: по крайней нужде допускается совершение их, особливо исповеди и Елеосвящения, в домах. Деннонощно храм Божий ог­лашается славословием Бога; для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его Ангел Божий; Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисхо­дят в него. Присутствие в таком священном здании со­ставляет величайшее счастье для земного странника. Святой пророк Давид, хотя был царь, хотя имел обшир­ные и великолепные палаты, хотя обладал всеми сред­ствами земного наслаждения и увеселения, но, как бы рассмотрев все и оценив все должным образом, сказал: Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Гос­подни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Пс.26:4). Это произнес устами Дави­да Святый Дух. Кто во время земной жизни будет по воз­можности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перей­дет для вечного празднования в небесный, нерукотво­ренный храм, которого зиждитель — Бог. В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сооб­щаемся с Богом.

Пример посещения храма Божия показал нам Спа­ситель (Ин.7:14), показали и святые апостолы (Деян.3:1). Христиане всех времен признавали тщательное посещение храма Божия своею неотложною обязанностью. Святой Ди­митрий Ростовский уподобляет посещение храма, во время всех отправляемых в нем молитвословий, царс­кой дани, которую каждый ежедневно должен выпла­тить [52] . Если присутствие при каждом богослужении, совершаемом в церкви, признается святым пастырем непременною обязанностью каждого благочестивого христианина, тем более такое присутствие есть свя­щенная обязанность инока. От дани увольняются ни­щие по нищете своей; и от постоянного хождения в церковь увольняются больные, удерживаемые недугом в келье своей. От дани свободны сановники царя; и от постоянного хождения в церковь свободны преуспев­шие иноки, упражняющиеся в умственных подвигах и пожинающие от них обильный плод, долженствую­щий быть скрытым от людей. От дани свободны вои­ны и все, находящиеся на царской и государственной службе; от постоянного хождения в церковь свободны иноки, занятые во время богослужения послушаниями. Блюди, чтоб под предлогом послушания, или келейно­го занятия умственным подвигом, или даже мнимой немощи, не подействовала тайно и с оправданием кознь диавола, который ненавидит молитву, как матерь добродетелей и как меч, сокрушающий лукавых духов, который употребляет все усилия и все средства, при­давая этим средствам всевозможную благовидность, чтоб отвлечь человека от молитвы, обезоружить, обе­зоруженного погубить или уязвить [53] .

Церковных молитвословий считается семь, но они совокупляются в три отдела: 1) вечерня, 2) повечерие, 3) полунощница, 4) утреня с первым часом, 5) третий час, 6) шестой час, 7) девятый час. Вечерня, с которой начинается служба каждых суток, отправляется вместе с повечерием и девятым часом; девятый час читается пред вечернею. Утреня отправляется с первым часом и полу­нощницею; полунощница читается пред утренею, пер­вый час после утрени. Третий и шестой час читаются вместе с изобразительными, которые читаются после часов. Когда утреня соединяется с вечернею или вели­ким повечерием, тогда молитвословие называется все­нощным бдением. Оно отправляется пред великими праздниками, в честь праздников. Действие всенощно­го бдения на подвижника заключается в том, что про­ведший в молитве значительную часть ночи с долж­ным благоговением и вниманием ощущает на следую­щий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию. Посему-то и сказал святой Исаак Сирский: «Сладость, даруемая подвижникам в течение дня, источается из света нощных молитв (ноч­ного делания) на ум чистый» (Слово 40). Божественная литур­гия не причисляется к семи молитвословиям; она вне числа их, как особенное, священнейшее молитвосло­вие, которым обстановлено бескровное Божественное жертвоприношение [54] .

Спасительный образ посещения храма Божия мы видим в представленном нам Евангелием посещении храма мытарем (Лк.18:10). Мытарь встал в глубине храма, не считал для себя позволительным возвести глаза к небу, но ударял в грудь, говоря: Боже, милостив буди мне грешно­му. Мытарь вышел из церкви, привлекши к себе бла­гость Божию.

Мы очень много согрешаем и в неведении, и по причине нашей ограниченности, и по причине повреждения природы нашей грехом. Божественное Писание говорит: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). И ты, если по­молишься с сознанием греховности и нищеты своей, то Бог услышит от храма святаго Своего глас твой, и молит­венный вопль твой пред Ним внидет во уши Его (Пс.17:7): Он про­лиет на тебя свою богатую милость. Если ты имеешь какую-либо обязанность при храме, то исполняй ее с величайшим благоговением и осторожностью, как слу­жащий Богу, а не человекам.

Вместе с упомянутым мытарем, повествует Еванге­лие, взошел в церковь для молитвы фарисей. Как лицо с значением, фарисей встал на видном месте. Вероят­но, у него была мысль — она обычна всем фарисеям — принести назидание присутствующему народу своим благоприличным стоянием и молением. Тщеславие он вменял не опасным для себя, как преуспевший в добро­детели, а некоторое лицемерство извинительным в видах общей пользы. В чем же заключалась молитва фа­рисея? Он, во-первых, прославил Бога. Начало хорошее. Но вслед за тем принялся исчислять не благодеяния Божии, а свои заслуги и доблести, так что по такому исчислению следовало бы и началу быть иному. Фари­сей правильнее бы начал, если б начал прямо с про­славления себя, а не Бога. Бог прославлен только про­формою, для некоторого прикрытия гордости. Гордость эта проявилась в осуждении и уничижении ближнего, которого совесть неизвестна была фарисею, которого сознание в грехах привлекло милость Божию. Фари­сей, лицемерно прославив Бога, говорил: несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или яко же сей мытарь. Пощуся два краты в субботу, десятину даю всего елико пригляжу. Здесь очевидны: несознание своей греховности, сознание своего достоинства, ис­текающая из них гордость, высказывающаяся осужде­нием и уничижением ближнего. Молитва фарисея не была принята Господом, Который в заключение сей приточной повести сказал: Всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется.