Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Пример посещения храма Божия показал нам Спа­ситель (Ин.7:14), показали и святые апостолы (Деян.3:1). Христиане всех времен признавали тщательное посещение храма Божия своею неотложною обязанностью. Святой Ди­митрий Ростовский уподобляет посещение храма, во время всех отправляемых в нем молитвословий, царс­кой дани, которую каждый ежедневно должен выпла­тить [52] . Если присутствие при каждом богослужении, совершаемом в церкви, признается святым пастырем непременною обязанностью каждого благочестивого христианина, тем более такое присутствие есть свя­щенная обязанность инока. От дани увольняются ни­щие по нищете своей; и от постоянного хождения в церковь увольняются больные, удерживаемые недугом в келье своей. От дани свободны сановники царя; и от постоянного хождения в церковь свободны преуспев­шие иноки, упражняющиеся в умственных подвигах и пожинающие от них обильный плод, долженствую­щий быть скрытым от людей. От дани свободны вои­ны и все, находящиеся на царской и государственной службе; от постоянного хождения в церковь свободны иноки, занятые во время богослужения послушаниями. Блюди, чтоб под предлогом послушания, или келейно­го занятия умственным подвигом, или даже мнимой немощи, не подействовала тайно и с оправданием кознь диавола, который ненавидит молитву, как матерь добродетелей и как меч, сокрушающий лукавых духов, который употребляет все усилия и все средства, при­давая этим средствам всевозможную благовидность, чтоб отвлечь человека от молитвы, обезоружить, обе­зоруженного погубить или уязвить [53] .

Церковных молитвословий считается семь, но они совокупляются в три отдела: 1) вечерня, 2) повечерие, 3) полунощница, 4) утреня с первым часом, 5) третий час, 6) шестой час, 7) девятый час. Вечерня, с которой начинается служба каждых суток, отправляется вместе с повечерием и девятым часом; девятый час читается пред вечернею. Утреня отправляется с первым часом и полу­нощницею; полунощница читается пред утренею, пер­вый час после утрени. Третий и шестой час читаются вместе с изобразительными, которые читаются после часов. Когда утреня соединяется с вечернею или вели­ким повечерием, тогда молитвословие называется все­нощным бдением. Оно отправляется пред великими праздниками, в честь праздников. Действие всенощно­го бдения на подвижника заключается в том, что про­ведший в молитве значительную часть ночи с долж­ным благоговением и вниманием ощущает на следую­щий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию. Посему-то и сказал святой Исаак Сирский: «Сладость, даруемая подвижникам в течение дня, источается из света нощных молитв (ноч­ного делания) на ум чистый» (Слово 40). Божественная литур­гия не причисляется к семи молитвословиям; она вне числа их, как особенное, священнейшее молитвосло­вие, которым обстановлено бескровное Божественное жертвоприношение [54] .

Спасительный образ посещения храма Божия мы видим в представленном нам Евангелием посещении храма мытарем (Лк.18:10). Мытарь встал в глубине храма, не считал для себя позволительным возвести глаза к небу, но ударял в грудь, говоря: Боже, милостив буди мне грешно­му. Мытарь вышел из церкви, привлекши к себе бла­гость Божию.

Мы очень много согрешаем и в неведении, и по причине нашей ограниченности, и по причине повреждения природы нашей грехом. Божественное Писание говорит: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19). И ты, если по­молишься с сознанием греховности и нищеты своей, то Бог услышит от храма святаго Своего глас твой, и молит­венный вопль твой пред Ним внидет во уши Его (Пс.17:7): Он про­лиет на тебя свою богатую милость. Если ты имеешь какую-либо обязанность при храме, то исполняй ее с величайшим благоговением и осторожностью, как слу­жащий Богу, а не человекам.

Вместе с упомянутым мытарем, повествует Еванге­лие, взошел в церковь для молитвы фарисей. Как лицо с значением, фарисей встал на видном месте. Вероят­но, у него была мысль — она обычна всем фарисеям — принести назидание присутствующему народу своим благоприличным стоянием и молением. Тщеславие он вменял не опасным для себя, как преуспевший в добро­детели, а некоторое лицемерство извинительным в видах общей пользы. В чем же заключалась молитва фа­рисея? Он, во-первых, прославил Бога. Начало хорошее. Но вслед за тем принялся исчислять не благодеяния Божии, а свои заслуги и доблести, так что по такому исчислению следовало бы и началу быть иному. Фари­сей правильнее бы начал, если б начал прямо с про­славления себя, а не Бога. Бог прославлен только про­формою, для некоторого прикрытия гордости. Гордость эта проявилась в осуждении и уничижении ближнего, которого совесть неизвестна была фарисею, которого сознание в грехах привлекло милость Божию. Фари­сей, лицемерно прославив Бога, говорил: несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или яко же сей мытарь. Пощуся два краты в субботу, десятину даю всего елико пригляжу. Здесь очевидны: несознание своей греховности, сознание своего достоинства, ис­текающая из них гордость, высказывающаяся осужде­нием и уничижением ближнего. Молитва фарисея не была принята Господом, Который в заключение сей приточной повести сказал: Всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется.