Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Делателю молитвы необходимо узнать и увидеть действие страстей и духов на кровь его. Не без причи­ны говорит Священное Писание, что не только плоть, но и кровь Царствия Божия наследити не могут (1Кор.15:50). Не толь­ко грубые плотские ощущения ветхого человека, но и ощущения более тонкие, иногда очень тонкие, происходящие от движения крови, отвергнуты Богом. Тем бо­лее этот предмет нуждается во внимании подвижника, что утонченное действие страстей и духов на кровь тог­да только делается ясным, когда сердце ощутит в себе действие Святаго Духа. Ощущение объясняется ощуще­нием. Стяжав духовное ощущение, подвижник со всею ясностью внезапно усматривает действие крови на душу, усматривает, каким образом страсти и духи, дей­ствуя посредством крови самым тонким образом на душу, содержат душу в порабощении у себя. Тогда он пой­мет и убедится, что всякое действие крови на душу, не только грубое, но и утонченное, мерзостно пред Богом, составляет жертву, оскверненную грехом, недостойно быть помещенным в области духовной, недостойно быть сопричисленным к действиям и ощущениям духов­ным. До явления действия Духа в сердце утонченное действие крови остается или вовсе непонятным, или малопонятным и даже может быть признано за дей­ствие благодати, если не будет принята надлежащая осторожность. Предосторожность эта заключается в том, чтоб, до времени очищения и обновления Духом, не признавать никакого сердечного ощущения правиль­ным, кроме ощущения покаяния, спасительной печали о грехах, растворенной надеждою помилования. От пад­шего естества принимается Богом только одна жертва сердца, одно ощущение сердца, одно его состояние: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19).

Действие крови на душу вполне очевидно при дей­ствии страсти гнева и помыслов гнева на кровь, особ­ливо в людях, склонных к гневу. В какое исступление приходит человек, воспламененный гневом! Он лиша­ется всей власти над собою; поступает во власть страс­ти, во власть духов, жаждущих его погибели и желаю­щих погубить его, употребив во орудие злодеяния его же самого; он говорит и действует как лишенный рассудка. Очевидно также действие крови на душу, когда кровь воспалится страстью блудною. Действие прочих страс­тей на кровь менее явно, но оно существует. Что такое печаль? Что — уныние? Что — леность? Это разнообраз­ные действия на кровь разных греховных помыслов. Сребролюбие и корыстолюбие непременно имеют вли­яние на кровь: услаждение, которое производят на че­ловека мечты о обогащении, что иное, как не обольсти­тельное, обманчивое, греховное играние крови? Духи злобы, неусыпно и ненасытно жаждущие погибели че­ловеческой, действуют на нас не только помыслами и мечтаниями, но и разнообразными прикосновениями, осязая нашу плоть, нашу кровь, наше сердце, наш ум, стараясь всеми путями и средствами влить в нас яд свой [78] . Нужна осторожность, нужна бдительность, нуж­но ясное и подробное знание пути мысленного, ведуще­го к Богу. На этом пути множество татей, разбойников, убийц. При виде бесчисленных опасностей восплачем пред Господом нашим и будем умолять Его с постоянным плачем, чтоб Он Сам руководил нас по пути тесному и прискорбному, ведущему в живот. Разнообразные вос­паления крови от действия различных помыслов и меч­таний демонских составляют то пламенное оружие, ко­торое дано при нашем падении падшему херувиму, ко­торым он вращает внутри нас, возбраняя нам вход в та­инственный Божий рай духовных помышлений и ощу­щений [79] .

Особенное внимание должно обратить на действие в нас тщеславия, которого действие на кровь очень трудно усмотреть и понять. Тщеславие почти всегда дей­ствует вместе с утонченным сладострастием и доставля­ет человеку самое тонкое греховное наслаждение. Яд это­го наслаждения так тонок, что многие признают наслаж­дение тщеславием и сладострастием за утешение совес­ти, даже за действие Божественной благодати. Обольща­емый этим наслаждением подвижник мало-помалу при­ходит в состояние самообольщения; признавая само­обольщение состоянием благодатным, он постепенно поступает в полную власть падшего ангела, постоян­но принимающего вид Ангела светлого, — делается орудием, апостолом отверженных духов. Из этого состо­яния написаны целые книги, восхваляемые слепотству­ющим миром и читаемые неочистившимися от страс­тей людьми с наслаждением и восхищением. Это мни­мо-духовное наслаждение есть не что иное, как наслаж­дение утонченным тщеславием, высокоумием и сладос­трастием. Не наслаждение — удел грешника; удел его плач и покаяние. Тщеславие растлевает душу точно так же, как блудная страсть растлевает душу и тело. Тщесла­вие делает душу неспособною для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения ду­шевных страстей, будучи остановлены смирением. По­тому-то святыми отцами предлагается в общее делание всем инокам, в особенности занимающимся молитвою и желающим преуспеть в ней, святое покаяние, которое действует прямо против тщеславия, доставляя душе ни­щету духовную. Уже при значительном упражнении в покаянии усматривается действие тщеславия на душу, весьма сходное с действием блудной страсти. Блудная страсть научает стремиться к непозволительному сово­куплению с постороннею плотью, и в повинующихся ей, даже одним услаждением нечистыми помыслами и мечтаниями, изменяет все сердечные чувствования, из­меняет устроение души и тела; тщеславие влечет к про­тивозаконному приобщению славе человеческой и, прикасаясь к сердцу, приводит в нестройное сладостное движение кровь, — этим движением изменяет все ра­створение (расположение) человека, вводя в него соеди­нение с дебелым и мрачным духом мира и таким обра­зом отчуждая его от Духа Божия. Тщеславие в отноше­нии к истинной славе есть блуд. «Оно, — говорит свя­той Исаак Сирский, — на естества вещей блудным виде­нием взирает» (Слово 56). Сколько оно омрачает человека, как делает для него приближение и усвоение Богу затруд­нительным, это засвидетельствовал Спаситель: Како вы можете веровати, сказал Он тщеславным фарисеям, ис­кавшим похвалы и одобрения друг от друга и от слепот­ствующего человеческого общества, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете? (Ин.5:44) Так называемое преподобными Иоанном Лествичником и Нилом Сорским (Прп. Нил Сорский. Слово 11) гордостное усердие к преждевремен­ному исканию того, что приходит в свое время, можно непогрешительно отнести к страсти тщеславия при не­пременном содействии крови; кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщесла­вие, обратно, растит и размножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое апос­толом дмением плотского ума, без ума дмящагося (Кол.2:18).

Из всего вышесказанного можно усмотреть и вре­мя, приличествующее для умной, сердечной молитвы. Для занятия ею приличествует возраст зрелый, при ко­тором уже естественно укрощаются в человеке порывы. Не отвергается юность, когда она имеет качество зре­лости, в особенности когда имеет руководителя.

Чем более человек вникает в себя, чем более познает себя, чем более познает свои страсти, их разнообразное дей­ствие, средства борения, свою немощь, чем более ста­рается истребить в себе свойства греховные, привитые падением, и стяжать свойства, указуемые Евангелием, тем основание для здания молитвы будет прочнее. Не должно торопиться при выводе основания; напротив того, должно позаботиться, чтоб оно имело удовлетво­рительные глубину и твердость. Мало — изучить страс­ти с их многоплетенными отраслями в чтении книг оте­ческих: надо прочитать их в живой книге душевной и стяжать знание о них опытное. Очевидно, что нужны многие годы для того, чтоб таковое упражнение было плодоносно, особливо в наше время, когда беструдное получение какого-либо духовного знания от человека — редко, когда должно доискиваться в книгах до каждого такого познания и потом усмотреть в книгах же порядок, постепенность духовных знаний, деланий, состоя­ний. Непозаботившиеся достаточно о прочности основа­ния увидели в здании своем многие недостатки и неудобства, значительные трещины и другие повреждения, а часто видели они и горестное разрушение самого зда­ния. Братия! Не будем спешить: по совету Евангелия (Лк.6:48) ископаем, углубим, положим в основание твердые, тяже­ловесные камни. Копание и углубление есть подробное исследование сердца, а твердые камни — утвержденные долгим временем и деланием навыки в евангельских заповедях.

Когда подвижник Христов, по силе своей, возобла­дает движениями крови и ослабит действия ее на душу, тогда в душе начнут мало-помалу возникать духовные движения; начнут являться уму тонкие Божественные разумения, привлекать его к рассматриванию их и от­влекать от скитания всюду, сосредоточивая в себе [80] ; сердце начнет сочувствовать уму обильным умилением. От действий духовных окончательно ослабевают дей­ствия крови на душу: кровь вступает в отправление сво­его естественного служения в телесном составе, пре­став служить, вне естественного своего назначения, орудием греху и демонам. Святый Дух согревает человека духовно, вместе орошая и прохлаждая душу, доселе знакомую только с разнообразными разгорячениями крови [81] . При явлении мысленного Солнца Правды от­ходят мысленные звери в свои логовища, и подвижник исходит из мрака и плена, в котором держали его грех и падшие духи, на духовное делание и преуспеяние до самого вечера земной жизни, до преселения в вечную, невечернюю жизнь (Пс.103:22,23). От блаженного действия Святаго Духа в человеке сперва начинает веять в нем необыч­ная тишина, является мертвость к миру, к наслаждению его суетностью и греховностью, к служениям посреди его. Христианин примиряется ко всему и ко всем при посредстве странного, смиренного и вместе высокого духовного рассуждения, неизвестного и недоступного плотскому и душевному состоянию. Он начинает ощу­щать сострадание ко всему человечеству и к каждому человеку в частности. Сострадание переходит в любовь. Потом начинает усугубляться внимание при молитве его: слова молитвы начинают производить сильное, необычное впечатление на душу, потрясать ее. Наконец, мало-помалу сердце, и вся душа двинутся в соединение с умом, а за душою повлечется в это соединение и са­мое тело. Такая молитва называется:

Умною, когда произносится умом с глубоким внима­нием, при сочувствии сердца;

Сердечною, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце, и из глубины сердца воссылает молитву;

Душевною, когда совершается от всея души, с участи­ем самого тела, когда совершается из всего существа, причем все существо соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву.

Святые отцы в Писаниях своих часто заключают под одно именование умной молитвы и сердечную и душевную, а иногда различают их. Так, преподобный Григорий Синайский сказал: «Непрестанно зови умнее или душевне». Но ныне, когда учение из живых уст об этом предмете крайне умалилось, весьма полезно знать определительное различие. В иных более действует ум­ная молитва, в других сердечная, а в иных душевная смотря по тому, как каждый наделен Раздаятелем всех благ, и естественных и благодатных (различие показано выше); иногда же в од­ном и том же подвижнике действует то та, то другая молитва. Такая молитва весьма часто и по большей час­ти сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти позна­ет, что значит блаженное бесстрастие. Он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, сне­дающий дебелость плоти наводимым странным, досе­ле незнакомым человеку ужасом от ясного ощущения предстояния своего пред Богом, как пред Богом. Хрис­тианин вступает в новую жизнь и новый подвиг, соот­ветствующие его обновленному душевному состоянию: прежнее млеко для питания его нейдет. Все делания его стекаются во одно — «в блаженное непрестанное покаяние». Разумеваяй да разумевает: сказано нужней­шее, душеспасительнейшее, величайшей важности све­дение для истинного делателя, хотя слова и просты. Это состояние изобразил Великий Пимен в ответе сво­ем на вопрос, как должен вести себя внимательный без­молвник? Великий отвечал: «Подобно человеку, кото­рый погряз в тину по выю, который имеет бремя на вые и вопиет к Богу: помилуй меня» (Алфавитный Патерик). Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божи­им, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы; ду­ховным ощущением страха Божия, благоговения и уми­ления сопутствуется молитва душевная. В совершенных христианах оба эти ощущения переходят в любовь. Но и эти ощущения принадлежат к разряду благодатных. Они — дары Божии, подаемые в свое время, чуждые даже постижению подвизающегося в области их, хотя бы он и подвизался правильно. Сердечная молитва действует наиболее при молении именем Господа Иисуса; душевною молитвою молятся получившие сердечную молитву, когда они занимаются молитвословием и псал­мопением.

Умная, сердечная, душевная молитва заповедана че­ловеку Богом и в Ветхом и в Новом Завете. Возлюбиши Господа Бога твоего, повелевает Бог, всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем умом твоим, всею крепостию твоею. Сия есть первая заповедь (Мк.12:30; Втор.6:5). Очевидно, что исполнения вели­чайшей, возвышеннейшей заповеди из всех заповедей невозможно иначе достигнуть, как умною, сердечною и душевною молитвою, которою молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляет­ся к Богу. Находясь в этом устремлении к Богу, молящий­ся внезапно соединяется сам с собою и видит себя исце­левшим от прикосновения к нему перста Божия. Ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом, внезап­но соединяются воедино о Господе. Так как соединение произошло о Господе, произведено Господом, то оно есть вместе и соединение человека с самим собою и соединение его с Господом. За соединением, или вмес­те с соединением, последует явление духовных дарова­ний. Правильнее: соединение — дар Духа. Первое из ду­ховных дарований, которым и производится чудное со­единение, есть мир Христов [82] . За миром Христовым последует весь лик даров Христовых и плодов Святаго Духа, которые апостол исчисляет так: любы, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздер­жание (Гал.5:22,23). Молитва исцеленного, соединенного, прими­ренного в себе и с собою чужда помыслов и мечтаний бесовских. Пламенное оружие падшего херувима пре­стает действовать: кровь, удержанная силою свыше, престает кипеть и волноваться. Это море делается неподвижным; дыхание ветров — помыслы и мечтания бесовские — уже на него не действуют. Молитва, чуждая помыслов и мечтаний называется чистою (Св. Исаак Сирский. Слово 15), непарительною. Подвижник, достигший чистой молитвы, начина­ет посвящать упражнению в ней много времени, часто сам не замечая того. Вся жизнь его, вся деятельность обращается в молитву. Качество молитвы, сказали отцы, непременно приводит к количеству. Молитва, объявши человека, постепенно изменяет его, соделыва­ет духовным от соединения со Святым Духом, как гово­рит апостол: Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Гос­подем (1Кор.6:17). Наперснику Духа открываются тайны христи­анства.

Да не смущается сердце ваше, ни устрашает (Ин.14:27). В мире Христовом сокровенно житель­ствует такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть. Эта сила заимствуется из Са­мого Христа: во Мне мир имате. В мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин.16:33). Призываемый сердечною молитвою, Христос ниспосылает в сердце духовную силу, называемую миром Христовым, непостижимую умом, невыразимую словом, непостижимо постигаемую одним блаженным опытом. Мир Божий, говорит апос­тол христианам, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и помышления ваша о Иисусе Христе (Флп.4:7). Такова сила мира Христова. Он превосходяй всяк ум. Это значит: он превыше всякого ума созданных, и ума человеческого, и ума Ангелов света, и ума ангелов падших. Он, как действие Божие, властительски, Божественно распоряжа­ется помышлениями и чувствованиями сердечными. При появлении его отбегают все помышления демонс­кие и зависящие от них ощущения, а помышления чело­веческие вместе с сердцем поступают под его всясвятое управление и водительство. Отселе он делается царем их и соблюдает их, то есть хранит неприкосновенными для греха, о Христе Иисусе. Это значит: он содержит помышления неисходно в евангельском учении, просве­щает ум таинственным истолкованием этого учения, а сердце питает хлебом насущным, сходящим с неба и дающим жизнь всем, причащающимся его (Ин.6:33). Святой мир, при обильном действии своем, наводит молчание на ум, и к блаженному внушению себя влечет и душу и тело. Тогда прекращается всякое движение крови, вся­кое ее влияние на состояние души: бывает тишина ве­лия. Веет во всем человеке некий тонкий хлад, и слы­шится таинственное учение. Христианин, держимый и хранимый святым миром, соделывается неприступным для супостатов: он прилеплен к наслаждению миром Христовым и, упиваясь им, забывает наслаждения не только греховные, но все вообще земные, и телесные и душевные. Целительный напиток! Божественное вра­чевство! Блаженное упоение! Точно: какое может быть другое начало обновления человека, как не благодатное ощущение мира, которым составные части человека, разделенные грехом, соединяются опять воедино!

Впоследствии, соделавшись как бы при­надлежностью христианина, он постоянно сопутствует ему, постоянно и повсюду возбуждая его к молитве, со­вершаемой в душевной клети, указуя издали мысленных врагов и наветников, отражая и поражая их всесильною десницею своею.

Величие духовного дара, мира Христова, его явле­ние в избранном народе Божием, Новом Израиле, хри­стианах, сила его исцелять души, сила поддерживать здравие душ, начало этого дара от Богочеловека, подая­ние этого дара Богочеловеком описано святым проро­ком Исаиею так: Бог крепкий, говорит пророк о вочело­вечившемся Господе, Властелин, Князь мира, Отец будуще­го века: приведу бо мир на князи, на преуспевших христи­ан, побеждающих страсти и потому заслуживших назва­ние князей, мир и здравие Ему. И велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидове и на царстве Его, исправити е и заступити Его в суде и правде, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия (Ис.9:6,7). Возсияет во днех Его правда, и множество мира (Пс.71:7); Господь благословит люди Своя — христиан — миром (Пс.28:11), кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира (Пс.36:11). Как Святый Дух возве­щает Сына (Ин.16:14), так действие в человеке Святаго Духа, мир Христов, возвещает, что помыслы человека вступили в всесвятую область Божественной Правды и Истины, что Евангелие принято его сердцем: милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Пс.84:11). Действие мира Христова в человеке есть признак пребывания его в за­поведях Христовых, вне заблуждения и самообольще­ния: напротив того, смущение, самое тончайшее, каки­ми бы оно не прикрывалось оправданиями, служит верным признаком уклонения с тесного пути Христова на путь широкий, ведущий в погибель [83] . Не осуждай ни нечестивого, ни явного злодея: своему Господеви стоит он, или падает (Рим.14:4). Не возненавидь ни клеветника твоего, ни ругателя, ни грабителя, ни убийцы: они распинают тебя одесную Господа, по непостижимому устроению судеб Божиих, чтоб ты, от сердечного сознания и убеждения, мог сказать в молитве твоей Господу: «Достойное по де­лами приемлю, помяни мя, Господи, в Царстве Твоем». Уразумей из попущаемых тебе скорбей твое несказан­ное благополучие, твое избрание Богом и помолись теплейшею молитвою о тех благодетелях твоих, посред­ством которых доставляется тебе благополучие, руками которых ты отторгаешься от мира, и умерщвляешься для него, руками которых ты возносишься к Богу. Ощу­ти к ним милость по подобию той милости, которую ощущает к несчастному, утопающему в грехах человече­ству Бог, Который предал Сына Своего в искупительную жертву за враждебное создание Создателю, ведая, что это создание в большинстве своем посмеется и этой Жертве, пренебрежет ею. Такая милость, простирающа­яся до любви к врагам, изливающаяся в слезных молит­вах о них, приводит к опытному познанию Истины. Истина есть Слово Божие, Евангелие; Истина есть Хрис­тос. Познание Истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вшествие свое в душу Божествен­ная правда свидетельствует Христовым миром. Мир Христов соделывает человека и храмом и священником Бога живаго: в мире место Его (Божие), и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч, и брань (Пс.75:3,4). О блаженном соединении человека с самим собою от действия мира Христова свидетельствуют величай­шие наставники иночества. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Воззвах всем сердцем моим, то есть телом, душою и духом: идеже бо два сии последние соединены, тамо и Бог посреде их» (Пс.118:145; Мф.18:20. Лествица. Слово 28, гл. 61). Преподобный Исаия Отшельник: «Если ты, подобно мудрым девам, знаешь, что сосуд твой исполнен елея, и ты можешь войти в чертог, а не должен остаться вне; если ты ощутил, что дух твой, душа и тело соединились непорочно и восстали не­скверными в день Господа нашего Иисуса Христа; если совесть не обличает и не осуждает тебя; если ты соделался младенцем по слову Спасителя, сказавшего: Ос­тавите детей и не возбраняйте им прийти ко Мне: тако­вых бо есть Царство небесное (Мф.19614): то воистину ты соделал­ся невестою (Христовою); Святый Дух почил на тебе, хотя ты и находишься еще в теле» [84] . Святой Исаак Сир­ский: «Не сравни творящих знамения, чудеса и силы посреди мира с безмолвствующими разумно. Возлюби праздность безмолвия больше нежели насыщение ал­чущих в мире и обращение многих язычников к покло­нению Богу. Лучше тебе разрешить себя от уз греха, нежели освободить рабов от работы. Лучше тебе умириться с душою твоею во единомыслие имеющейся в тебе троицы — говорю тела, души и духа, нежели уми­рять учением твоим разномыслящих» (Слово 56). Святой мир есть то недвижение ума, рождающееся от исполнения Евангельских заповедей, упоминаемое святым Исааком Сирским в 55-м слове, которое ощутили святой Григо­рий Богослов и святой Василий Великий и, ощутив, уда­лились в пустыню. Там, занявшись внутренним своим человеком и окончательно образовав его Евангелием, они соделались зрителями таинственных видений Духа. Очевидно, что недвижение ума, или непарительность (уничтожение рассеянности) стяжевается умом по со­единении его с душою. Без этого он не может удержать­ся от парения и скитания всюду. Когда ум, действием Божественной благодати, соединится с сердцем, тогда он получает молитвенную силу, о которой говорит пре­подобный Григорий Синайский: «Если б Моисей не принял от Бога жезла силы, то не поразил бы им Бог фараона и Египет: так и ум, если не будет иметь в руке молитвенной силы, то не возможет сокрушить грех и сопротивные силы» (Добротолюбие, ч. 1,гл. 114). С необыкновенною ясностью и простотою изображено учение о Христовом мире, по­казана высота и важность этого дара в духовных настав­лениях иеромонаха Серафима Саровского; там все сня­то прямо с сердечного святого опыта: «Когда ум и серд­це будут соединены в молитве и помыслы души не рас­сеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и ра­дости всего внутреннего человека (Наставление 11 о молитве). Ничтоже лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосе­няет его, и он бывает в мирном устроении, а посред­ством сего и в премирном: в мирном, то есть с совес­тью благою; в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святаго Духа, по слову Божию: в мире место Его (Пс.75:3). Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары. Когда человек придет в мирное устроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет разума. Сей мир, как некое бесценное со­кровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим, пред смертью Своею глаголя: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Мы должны все свои силы, желания и действия сосредоточить к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! Мир даждь нам (Ис.26:12). Всеми мерами надо стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблени­ями от других: для сего нужно всячески стараться удер­живать гнев и соблюдать, посредством внимания, ум и сердце от непристойных движений. Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относились не к нам, а к кому-либо из лиц, чуждых нам. Такое упражнение может доставить тишину сердцу человеческому и соделать его обителью Самого Бога. Ка­ким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жи­тия Паисия Великого. Он просил явившегося ему Госпо­да Иисуса Христа, чтоб освободил его от гнева. И рече ему Христос: Аще гнев и ярость купно победити хощеши, ни­чесоже возжелай, ни возненавидь кого, ни уничижи (Четьи-Минеи.  19 июня. Житие прп. Паисия Великого).Чтоб сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печаль­ный, по слову Сираха: «Печаль многих уби, и несть пользы в ней» (Сир.30:25). Для сохранения мира душевного должно вся­чески избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения [85] . Царство Божие — правда, и мир, и радость о Дусе Святе. Иже бо сими служит Христови, благоугоден есть Богови (Рим.14:17,18).