Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Необходимо тщательное приготовление пред при­нятием святого крещения. В тщательном приготовле­нии заключается неотъемлемое условие того, чтоб ве­ликое таинство принесло обильно плод свой, чтоб оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства и в особенности для приступающих к нему не в младенческом возрасте, в котором по обстоятельствам настоящего времени почти все мы принимаем крещение. Приготовление к святому крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтоб святое крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в испо­ведании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: по­каяние есть сознание падения, сознание необходимос­ти в Искупителе; покаяние есть осуждение своего пад­шего естества и отречение от него для естества обнов­ленного. Необходимо, чтоб наш сосуд, сосудом назы­ваю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был предочищен для при­нятия и сохранения Духовного Дара, преподаемого святым крещением. Необходимо, чтоб этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно; необходимо, чтоб имеющиеся в нем повреждения, особливо скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода (Ин.7:38), вливае­мая в сосуд святым крещением, не удержится в сосуде: она излиется из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки. Необходимо, чтоб наш Иерусалим был отвсюду обнесен, как стена­ми, благими нравами и обычаями, тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели кре­щения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое крещением, соделаться алтарем, благопотребным для принесения жертв и всесожже­ния, благоугодных Богу (Пс.50:20,21).

Какая может быть польза от креще­ния, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? Когда мы считаем изящным и благоугодным добром непотребное добро падшего ес­тества? Когда мы стремимся с упорством делать это добро, не примечая того, что оно только питает и рас­тит в нас наше самолюбие, только удаляет нас более и более от Бога, только упрочивает, печатлеет наше па­дение и отпадение? Какая может быть польза от кре­щения, когда мы не считаем грехами даже смертные грехи, например прелюбодеяние со всеми его отрас­лями, а называем их наслаждением жизнью? Когда мы не знаем, что наше естество обновлено крещением? Когда вполне пренебрегаем деятельностью по зако­нам обновленного естества, осыпаем ее хулами и на­смешками?

Иоанн, Предтеча Господень, которого крещение было только крещением, вводящим в покаяние, а не доставляющим небесное Царство, требовал от прихо­дивших к нему креститься исповедания грехов, не сам имея нужду в этом исповедании, как замечает Иоанн Лествичник (Слово 4 о послушании), но заботясь о душевной пользе крестив­шихся у него.

Исповедание грехов всегда признавалось в Цер­кви Христовой неотъемлемою принадлежностью по­каяния. Его требовали от всех намеревающихся креститься с тою целью, чтоб преподанное святое креще­ние было принято и сохранено так, как подобает быть принятым и сохраненным великому, неповторяемому таинству. Наконец, покаяние есть установление Божие и Дар Божий падшему человечеству. Покайтеся, прибли­жибося Царствие небесное (Мф.3:2), возвещал святой Предтеча приходившим к нему и принимавшим от него креще­ние покаяния. Небесным Царством, как далее объяснял Предтеча, знаменовалось в проповеди его святое ново­заветное таинство крещения (Мф.3:11). Чтоб принять небесное Царство, нужно покаяние. Покаяния требовал от человеков Спаситель мира, чтоб даровать человекам дар спасения посредством святого крещения, чтоб со­делать человеков способными к принятию небесного духовного Дара. Покайтеся, говорил он, приближися бо Царство небесное (Мф.4:17); покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк.1:15). Для вас уже сделано все; от вас не ищется никакого труда, никакого подвига, никакого приложения к дару! От вас ищется одно очищение покаянием, потому что нечистым и ненамеревающимся быть чистыми невоз­можно вверить бесценное, всесвятое, духовное сокро­вище. Посылая учеников на проповедь, Богочеловек повелевает им возвещать человечеству покаяние по причине приблизившегося небесного Царства (Мф.10:7). Апо­стол Павел говорит о себе, что он, странствуя по все­ленной, возвещал всем, и иудеям и эллинам, покаяние, обращение к Богу и веру в Господа нашего Иисуса Хри­ста (Деян.20:21). Когда в Иерусалиме тысячи иудеев уверовали в Спасителя вследствие проповеди святого апостола Петра, и спросили его и прочих апостолов: что сотво­рим, мужие, братие? Тогда апостол Петр сказал: покайте­ся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян.2:37,38). Повсю­ду видим покаяние, как единственный вход, единствен­ную лествицу, единственное преддверие пред верою, Евангелием, Царством небесным, пред Богом, пред всеми христианскими таинствами, пред святым кре­щением — этим рождением человека в христианство. Необходимо отвержение прежней греховной жизни и решимость проводить жизнь по евангельским запове­дям, чтоб достойно принять и иметь возможность дос­тойно сохранять в себе Дар Святаго Духа, получаемый при крещении. Церковные пастыри христианской Цер­кви первых веков принимали всевозможное попечение о том, чтоб святое крещение, которое принималось тогда почти исключительно в зрелом возрасте, было принимаемо принимающими его с полным понятием о принимаемом Духовном Даре [170] . И на современных пастырях лежит священная, непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о святом кре­щении тем, которые приняли таинство в младенчестве и потому не имеют о таинстве никакого опытного зна­ния. Дар получен ими; отчет в употреблении Дара не­минуем. Благовременное приготовление к отчету нуж­но, крайне нужно! Небрежное и невежественное вла­дение Даром влечет за собою самые бедственные по­следствия. Кто не употребит Дара по желанию и пове­лению Дародателя, кто не разовьет в себе благодати крещения деятельностью по евангельским заповедям, но скроет врученный ему талант в земле, — то есть за­копает, похоронит благодать крещения, уничтожит в себе всякое ее действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям, — у того отнимется бла­годать крещения на суде Христовом. Недостойный владетель ее ввергнется во тьму кромешную: ту будет плач и скрежет зубов (Мф.25:30). Чтоб иметь должное понятие о важном значении святого крещения, надо проводить жизнь богоугодную, евангельскую: одна она с должною ясностью и удовлетворительностью открывает христианину тайны христианства [171] .

Крещение — неповторяемое таинство. Исповедую еди­но крещение во оставление грехов, возвещает православный Символ веры. Как рождение в бытие может совершить­ся однажды, так и рождение в пакибытие — крещение — может совершиться однажды.

«Христос, — говорит преподобный Марк Подвижник, — как совершенный Бог, даровал крестившимся совер­шенную благодать Святого Духа, которая не приемлет от нас приложения, но открывается нам, и является по мере делания заповедей, и подает нам приложение, чтоб все мы достигли в соединение веры, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Под соединением веры разумеется здесь поглощение всей деятельности христианина верою, причем вся деятельность служит выражением духовного разума или Евангелия. «Итак, что ни приносим Ему (Христу), по нашем возрождении (крещением), все уже от Него и Им было насаждено в нас (при таинстве крещения)» (Заключение Слова о крещении).

6. ОБ ОБНОВЛЕНИИ ИСКУПЛЕННОГО ЕСТЕСТВА, В СЛУЧАЕ ЕГО ПОВРЕЖДЕНИЯ, ПОКАЯНИЕМ

Желающие стяжать опытное познание святого кре­щения, желающие открыть сокровенное таинство и бес­ценный Духовный Дар, вложенный неизреченною бла­гостью Божиею в душевную сокровищницу, желающие узреть свое естество в состоянии обновления и паки­бытия, желающие ощутить и узреть в себе Христа мо­гут достичь всего этого покаянием. Образ покаяния, приличествующий и подобающий христианину, соответствен тому Дару, который он желает раскрыть в себе: истинное покаяние соответствует таинству крещения. Крещением единственно, по неизреченной благости Божией, сообщается человеку Дар Божий: и при пока- янии христианина, допустившего себе по крещении де­ятельность и жизнь падшего естества, оживившего в себе смерть, убившего в себе жизнь, возвращается Дар единственно благостью Божиею. При крещении мы рождаемся водою и Духом; при покаянии возрождаемся слезами и Духом. Покаяние есть младенческий, неумол­кающий плач пред Богом о потере Дара при надежде снова получить Дар. Винограда моего не сохраних! Вопиет в страшной скорби душа, нисшедшая от естества, об­новленного крещением, в область естества падшего, по­терявшая свободу, насилуемая грехом; пасу козлища мои! Нет во мне ощущений и помыслов духовных! Все стада чувствований и мыслей моих непотребны! Они — коз­лища, как составляющие смешение добра со злом! Они мои, потому что рождаются из моего падшего есте­ства! (Песн.1:5,7) Свойства естества обновленного мною утраче­ны! Святой Исаак Сирский, будучи спрошен, какими размышлениями должен постоянно заниматься подвиж­ник Христов в своем уединении, отвечал: «Ты вопроша­ешь о размышлении и о той мысли, которая должна не­престанно занимать человека в его келье, чтоб соделать его мертвым (для мира, то есть для греха)

Самое значение имени его призывает и побуждает его к плачу; он именуется сетующим, то есть преисполненным го­рести в сердце. Все святые отошли из здешней жизни в плаче. Если святые плакали и очи их непрестанно исполнялись слез до самого преселения из сей жизни, то кому не плакать? Утешение для монаха рождается из его плача. Если совершенные и победоносные плакали здесь, то как стерпит престать от плача исполненный язв? Имеющий мертвеца своего лежащим пред собою и видящий самого себя умерщвленным грехами нуждает­ся ли в учении — при каком роде мыслей ему проливать слезы? Душа твоя умерщвлена грехами, повержена мер­твою пред тобою та, которая для тебя дороже всего мира: неужели она не нуждается быть оплаканною? Если мы вступим в безмолвие и в нем пребудем с терпе­нием, то непременно можем пребывать в плаче. По этой причине будем непрестанно молиться умом Господу, что­бы Он подал плач. Если будет дарован нам этот дар бла­годати, лучший и превосходнейший прочих даров, то мы, при посредстве его, войдем в чистоту. Когда приоб­ретем чистоту, тогда чистота эта не отнимется от нас до исшествия нашего из этой жизни» (Слово 21). Очевидно, что такой плач может родиться только в том, кто имеет яс­ное понятие о состояниях естества падшего и естества, обновленного крещением. Только тот может воспла­кать горько и плакать постоянно, кто понимает цену утраченного Дара. «Плач по Боге, — сказал святой Иоанн Лествичник, — есть постоянное чувство болез­нующего сердца, ему усвоившееся, — с исступлением, непрестанно ищущее того, чего оно жаждет, с напря­жением гонящееся за тем, чего оно лишено, и сильно рыдающее во след его» (Слово 7). Страдальческое ощущение плача должно составлять характер кающегося христи­анина. Оставление плача есть признак самообольще­ния и заблуждения. Одно христоподражательное сми­рение может успокоить плачущего; одна любовь во Христе может утешить его, может отереть слезы его, может озарить светом небесного радования лицо его и сердце. Жертвы и всесожжения от падшего естества не приемлются; одна жертва от этого естества, благоугод­ная Богу: дух сокрушен (Пс.50:18,19).

При этом откры­вается внутренняя борьба в человеке, потому что пред­шествовавшая покаянию жизнь по собственной воле и разуму лишила человека духовной свободы, предала в плен греху и диаволу. Кающийся усиливается поступать по евангельским заповедям, а грех и диавол, получив­шие власть, произвольно им переданную предшество­вавшим жительством, стараются удержать пленника в плену, в оковах, в темнице! Опытное познание плена чрез ощущения плена и насилия, опытное познание душевной смерти чрез ощущение смерти усиливают и упрочивают плач кающегося. «Борьба эта, — говорит преподобный Марк Подвижник, — междоусобная. Она — не извне, и не с братиею нашею мы должны бороться. Она внутри нас, и никто из человеков не может вспомоществовать нам в ней. Одного имеем мы по­мощника: таинственно сокровенного в нас крещением Христа, непобедимого и немогущего быть подавлен­ным (уничтоженным). Он будет укреплять нас, если мы по силе будем исполнять Его заповеди» (Слово 5. Советы ума душе). Здесь преподобный подвижник не отвергает руководства совета­ми и наставлениями духовных и опытных человеков, нет! Он советует непременно и тщательно прибегать к совету духовных отцов и братий! (Слово 1) Здесь он хочет по­казать, что невидимое торжество наше во внутренней брани зависит единственно от воли и действия благо­дати, насажденной в нас крещением, действующей со­образно нашему произволению, являемому и доказы­ваемому исполнением евангельских заповедей и сооб­разно непостижимому изволению Божию о человеке. По этой причине одни, при обильном и постоянном человеческом руководстве, приносят самый скудный плод; другие, услышав самое краткое наставление, в краткое время обнаруживают быстрый успех духовны­ми дарованиями своими. «Знай наверно, — сказал свя­той Исаак Сирский, — что всякого блага, действующе­го в тебе мысленно и втайне, были ходатаями креще­ние и вера, которыми ты призван Господом нашим Иисусом Христом на благие дела Его» (Слово к иноку Николаю), а не мнимые благие дела падшего естества.

Кающемуся, таким образом, вспомоществуют судь­бы Божии, как сказал святой пророк Давид: Судьбы Твоя помогут мне (Пс.118:175). Промыслом Божиим попускаются каю­щемуся многоразличные скорби: егоже любит Господь, го­ворит апостол, наказуем: биет же всякаго сына, егоже при­емлет (Евр.12:6). Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойным скорби, с признанием по­пущенной скорби именно тем спасительным врачев­ством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знаме­ние истинного покаяния. «Непознающий судеб Божиих, — говорит преподобный Марк, — идет умом по пути, пролегающему между стремнин, и от всякого ветра удобно низлагается. Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам не зная того, противится повелению Божию; а кто принимает их с истинным разумом, тот, по Писанию, терпит Господа (Евр.12:6). Познавший истину не противится скорбным приключениям: знает, что они приводят человека к страху Божию. Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, приносят вред имеюще­му благую надежду: если возникнет это воспоминание в соединении с печалью, то им отнимается упование; если же возникнет без печали, то обновляет внутри прежнюю скверну. Когда ум чрез отречение от самого себя, простотою (несложностью) мысли приобретет надежду, тогда враг, под предлогом исповедания, изоб­ражает (в памяти) преджесодеянные согрешения, чтоб возобновить страсти, которые благодать Божия изгла­дила забвением, чтоб, таким образом, неприметно причинить вред человеку. Тогда и твердый, ненавидя­щий страсти (ум) по необходимости помрачится, сму­тившись воспоминанием соделанных грехов. Если он еще темен и сластолюбив, то непременно умедлит в воспоминании и будет страстно беседовать с приходя­щими помыслами, так что такое воспоминание содела­ется не исповеданием, а мысленным обновлением в себе преждесоделанных грехов [172] . Если хочешь прино­сить Богу неосужденное исповедание, не вспоминай греховных поползновений по виду, но мужествен­но терпи наводимые за них скорби. Скорби приходят (в возмездие) за прежние грехи, принося всякому со­грешению сродное (соответствующее) возмездие. Ра­зумный и ведущий истину исповедуется Богу не воспо­минанием соделанных грехов, но терпением приклю­чающихся скорбей. Отвергнув страдания и бесчестие, не обещайся принести покаяния при посредстве дру­гих добродетелей; тщеславие и безболезненность уме­ют служить греху и при посредстве правых дел» [173] . «Путь Божий есть повседневный крест. Человек, состо­ящий под особенным промыслом Божиим, познается по тому, когда постоянно посылаются ему Богом скорби» (Слово 36). Сила Божия совершается в немощи (2Кор.12:9) естества пад­шего, когда это естество стирается в прах Крестом Христовым (Мф.21:44). Напротив того, падшее естество может развиваться только при обилии пособий, доставляе­мых падшим человеческим обществом: при учености, при богатстве, при почестях. Таковы основания и вме­сте признаки развития падшего естества. В таком раз­витии своем падшее естество приемлет, как апокалип­сическая жена, поклонение (Апок.18:19) от ослепленного, несча­стного человечества и вступает с ним в блудное соче­тание при отречении его от Христа и Святаго Духа — может быть, без слов отречения — при отречении су­щественном, деятельностью, жизнью. По обновлении нашего естества Богочеловеком возвращение челове­ка к своему естеству падшему есть в отношении к Богу прелюбодеяние.

Благодать святого крещения посредством покаяния возводит христианина в духовную свободу, в ту свобо­ду, которую он уже имел при исшествии из купели крещения. Так больной, после успешного лечения, начи­нает чувствовать в себе ту свежесть и те силы, кото­рые он имел до болезни, в состоянии здравия. Началь­ною причиною обновления сил не лекарства, а та жизнь, которая вложена Создателем в человеческое естество: лекарства только помогли жизненной силе успешно бороться с болезнью, победить и изгнать бо­лезнь, которая есть не что иное, как расстройство действий жизненной силы. Покаяние требует более или менее продолжительного времени по разным обстоя­тельствам, особливо же по воле Божественного промысла, нами управляющего. Это можно усмотреть из жизнеописаний многих угодников Божиих, перешедших из состояния греховности в состояние свято­сти покаянием. Преподобная Мария Египетская пове­дала о себе блаженному Зосиме, что она боролась с своими помышлениями и похотениями, как с зверями лютыми, в течение семнадцати лет [174] . От нашего не­брежения о сохранении драгоценного Дара, доставля­емого нам крещением, от деятельности по беззаконно­му закону падшего естества власть греха вкрадывается в нас неприметно: неприметно мы теряем свободу ду­ховную. Самый тяжкий плен остается для многих не­видным, признается удовлетворительнейшею свобо­дою.

Не должно приходить в уныние и расслабление от такого зрелища: должно с мужеством и решительностью пре­даться покаянию, как всесильному врачу, имеющему повеление и власть от Бога врачевать и исцелять все грехи, как бы эти грехи ни были велики и многочис­ленны, как бы навык к грехам ни был застарелым и укрепившимся. Христос дал Себя нам и вошел в нас посредством святого крещения, потом утаил Себя в нас, когда мы не представили нашего произволения, чтоб Он обитал в нас и управлял нами; Христос не­пременно явит Себя в нас, если мы истинным покая­нием докажем решительное произволение, чтоб Он обитал в нас. Се, стою при дверех, говорит Он, и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на Престоле Его (Апок.3:20,21). Голос Христов — Евангелие.