Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Порядок, которым кающийся грешник восходит посредством покаяния к святости, преподобный Мака­рий Великий излагает так: «Хотящий приступить к Гос­поду и сподобиться вечной жизни, соделаться домом Божиим и удостоиться Святаго Духа, чтоб получить возможность непорочно и чисто приносить плоды Духа по заповедям Господним, должен начать таким образом: во-первых, он должен твердо веровать Господу, всецело предать себя глаголам заповедей Его, от­речься от мира во всем, чтоб ум не был занят ничем из видимых предметов (мира), — пребывать непоколеби­мо в молитвах, не приходить в отчаяние (в уныние, безнадежность) при ожидании (замедлении) посеще­ния и помощи от Господа, — во всякое время иметь ум непрестанно направленным к Господу.

Он должен принуждать себя также в кротости, хотя бы сердце и противилось тому, по сказанному Господом: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Равным образом он должен быть милостивым, снисходительным, сострадательным, благим, принуждая к тому себя насильно, как сказал Господь: Будите милосер­ди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть (Лк.6:36). И еще: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин.14:15). И еще: Принуж­дайте себя: потому что нуждницы (принуждающие, на­силующие себя) восхищают Царствие небесное (Мф.11:12). И: Под­визайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24). Он должен иметь всегда пред очами смирение Господне, Его жизнь, Его поведение, содержать их постоянно в памя­ти, как бы образец и пример, не допуская похищения их забвением. Он должен, сколько имеет сил, понуж­дать себя к непрестанному пребыванию в молитвах, постоянно прося с постоянною верою, чтоб Господь пришел и сотворил его Своею обителью (Ин.14:23), чтоб на­ставил его всем Своим заповедям, утвердил в них, да соделается душа его домом Иисуса Христа. Когда та­ким образом он будет поступать, насилуя себя, при сопротивлении сердца, приобучаясь ко всякому благому делу, ко всегдашнему памятованию Господа, ко всегдаш­нему ожиданию Его во многой благости и любви, тог­да Господь, видя такое расположение его и такое бла­гое рачение, как он всегда насилует себя к памятова­нию Господа и ко всякому благому делу, к смиренномуд­рию, кротости и любви, как он подклоняет игу (Хрис­тову) свое сердце, сопротивляющееся тому, принуждая сердце ко всему доброму, — тогда, говорю, Господь из­ливает на него Свою милость (в известное время), из­бавляет его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя его Святым Духом. Таким образом он будет, без всякого с своей стороны труда и насилия, испол­нять истинно заповеди Господни все и всегда. Правиль­нее же: Сам Господь будет совершать в нем Свои запо­веди и являть плоды духовные, а человек будет плодо­приносить их в чистоте. Но прежде сего надобно вся­кому приходящему к Господу (как выше сказано) при­нуждать себя к благому, несмотря на сопротивление сердца, в постоянном ожидании с несомненною верою милости Божией; надобно насильно принуждать себя, чтоб быть милосердым ко всем, чтоб иметь челове­колюбивое сердце, чтоб иметь смирение пред всеми, долготерпение ко всем, не скорбеть душою при изгнаниях и бесчестиях, не жаловаться по сказанному: не себе отмщающе возлюбленнии — понуждать себя и к молитве, когда кто не получил дара ее от Святаго Духа. Когда Бог увидит кого так подвизающимся и насильно при­нуждающим себя к благому, тому дает истинную Хрис­тову молитву, утробу милосердия, истинное челове­колюбие, кратко сказать: дает ему все духовные плоды» (Слово 1, гл 13).

Мы видим, что многие из грешников, принесши покаяние, достигли в высшей степени христианского совершенства. Они восстановили в себе Дар крещения не только в той степени, в какой он дается, но и в той, в какой он развивается впоследствии от жительства по евангельским заповедям. Стяжав, возвратив себе духов­ную свободу, они не останавливались на этом, не удов­летворились этим: они не перестали от покаяния и плача, возвративших им свободу. Дознанная ими на опыте немощь и удобопоползновенность человека, его способность скоро изменяться (Прп. Исаака Сирского, Слово 1), постоянно возбужда­ли их к плачу. Не веси что родит находяй (наступающий) день (Притч.27:1), говорили они ежедневно сами себе устами Пи­сания: по причине чистоты их открылось им, что за­поведь Господня широка зело (Пс.118:96). Сравнивая с необъемле­мообширною заповедью необъемлемого Господа свое исполнение заповеди, они признавали это исполнение вполне недостаточным. Свое исполнение евангельских заповедей они называли и признавали осквернением заповедей [175] . Они омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез. Так никогда не плачет ослеплен­ный грешник об ужаснейших грехах своих, как плачут рабы Христовы о своих добродетелях. Небо не чисто пред Ним (пред Богом) (Иов.15:15), то есть чистые святые Анге­лы, как имеющие ограниченную чистоту, нечисты пред всесовершенною чистотою Бога: нечисты пред Ним и святые человеки, которых житие хотя и на земли, но вместе и на небесех (Флп.3:20). Оттого они плачут и, принося покаяние, более и более погружаются в покаяние. Я ничего за собою не знаю, сказал святой апостол Павел, но тем не оправдываюсь: судия мой Господь (1Кор.4:4, — по русскому переводу изд. 1822 г.). Несмотря на великие духовные дарования, несмотря на преизо­бильную благодать Божию, обитавшую в апостоле, он говорил: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим.1:15).

Развитие свя­щенного, духовного Дара, доставляемого крещением, столько же необъятно, сколько необъятен Дар, даруе­мый Богом из Его Божественного естества (2Пет.1:4): это раз­витие столько же необъятно и непостижимо, сколько необъятен и непостижим Сам Бог, вселяющийся в сер­дца наши крещением. Это развитие объемлет все суще­ство христианина. Когда всмотримся на это развитие в избранных сосудах Божиих, тогда изображение прит­чами евангельскими действия в человеке, производи­мого святым крещением, делается вполне ясным. По­добно есть Царствие небесное, сказал Спаситель, зерну го­рушичну, еже взем человек всея на селе своем: еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным, и витати на ветвех его (Мф.13:31,32): Уподобление, исполненное Божественно­го смиренномудрия [176] . Сын Божий Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек (Флп.2:7). В этом образе Он благоволил сопричислить­ся не к сонму сильных, славных и богатых мира, но к сонму нищих и страдальцев. Вид Его бесчестен, говорит пророк, умален паче всех сынов человеческих (Ис.53:3). Предана бысть на смерть душа Его, и Он со беззаконными вмени­ся (Ис.53:12), заняв место между двумя разбойниками, как бы главнейший и опаснейший из преступников. Свои все­святые, животворящие, Божественные заповеди Он назвал малыми (Мф.5:19), по той простейшей, безыскусственной форме, в которой они были предложены, присо­вокупив, однако ж, что нарушение одной такой запове­ди может быть причиною вечного бедствия для нару­шителя [177] . Так и благодать крещения Он уподобил са­мому малому из семян земных. И в самом деле, что может быть проще и обыкновеннее, по наружности, святого крещения? Людям обычно обмываться в воде, погружаясь в ней; с этим общеупотребильным действи­ем сопряжено таинство, в котором омываются и душа и тело от греховной нечистоты [178] . Смерть и погребе­ние человека заменяются мгновенным погружением его в воде. Незаметно для плотских очей нисходит Свя­тый Дух и воссозидает падшего человека. Обстоятель­ства временной жизни остаются для крещеного, по на­ружности, теми же, какими они были до крещения. По наружности так незаметен Дар, сообщаемый крещени­ем, что он со всею точностью и справедливостью дол­жен быть уподоблен малейшему горчичному семе­ни [179] . Дар этот — цены безмерной. Он возрастает, бу­дучи развит деланием заповедей; тогда величием сво­им превзойдет все прочие дары, которыми щедрая рука Создателя изобильно наградила человека, и соде­лает его храмом небесных помышлений, ощущений, откровений, состояний, свойственных одним небожи­телям. Подобно есть, сказал также Спаситель, Царствие не­бесное квасу (в русском переводе закваске), еже вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся (Мф.13:33). Как смиренно и как верно духовный Дар, сообщаемый свя­тым крещением, назван закваскою! Всякий, приемлю­щий святое крещение, уневещивается Христу, сочетава­ется со Христом и потому со всею справедливостью назван приточно женою. Эта жена скрывает, то есть сохраняет и растит благодатный Дар посредством жи­тельства по Евангелию в уме, сердце и теле своем (1Сол.5:23), пока Дар не проникнет, не преисполнит, не обымет со­бою всего человека. Хотите ли видеть не только душу, но и тело человеческое, напоенное и проникнутое благодатным Даром, данным при крещении? Обратите внимание на Павла, которого одежды чудодействова­ли (Деян.19:12), которого укушение ехидны не повредило (Деян.28:5); воз­зрите на Марию Египетскую, возвышавшуюся от земли при молитве своей, ходившую по струям Иордана, как посуху, совершившую тридцатидневный путь в течение одного часа (Четьи-Минеи 7 апреля); воззрите на Марка Фраческого, на го­лос которого гора снялась с оснований своих и двину­лась в море (Четьи-Минеи 5 апреля); воззрите на Иоанникия Великого, кото­рый, как дух, был невидим теми, которыми он не желал быть видим, хотя и находился в присутствии их (Четьи-Минеи 5 апреля); воз­зрите на тела угодников Божиих, почивающих в священ­ном нетлении в течение многих столетий, непокоряю­щиеся закону тления, общему для всего человечества, источающие потоки исцелений, потоки благоухания, потоки жизни.

Преподобный Сисой Великий, особенно обиловав­ший дарами Святаго Духа, сказал: «Тому (человеку), в котором вселился Бог благодатию святого крещения и деланием заповедей, (духовные) Дары — естествен­ны» (Алфавитный Патерик). Это произнес святой пустынножитель из соб­ственного опыта. Не то ли же самое засвидетельствовано Священным Писанием? Елицы во Христа крестистеся, говорит оно, во Христа облекостеся (Гал.3:27). Облеченным во Христа, имеющим в себе Христа, естественны дарова­ния Духа: где Христос, там и Отец и Дух.

7. ОБ ОТНОШЕНИИ ОБНОВЛЕННОГО ЕСТЕСТВА КО ЗЛУ

Здесь сам собою является вопрос: какое отношение имеет обновленный человек ко злу? Он не может не иметь точного познания о зле. Но мы видели, что не­винное естество человеческое, в состоянии его по со­творении, едва получило такое познание, как и погибло от него. Тем нужнее знать отношение естества обнов­ленного к познанию зла. Отвечаем: чистота сердца — духовное состояние обновленного естества, названное в Евангелии блаженством, доставляющим человеку Бо­говидение (Мф.5:8) — является в душе после блаженства мило­сти, проистекает из этого блаженства. Известно, что евангельские блаженства суть духовные состояния, от­крывающиеся в христианине от исполнения евангель­ских заповедей; что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого [180] . По отвержении своей правды, как оскверненной злом, из среды плача о своем состоянии падения, из среды кротости — этого примирения ко всем скорбям, видимым и невидимым — начинает ощущаться в душе алкание и жажда правды Божией. Правды Божия обретается в милости, где Еван­гелие и повелевает искать ее. Любите враги ваша, гово­рит оно, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоня­щия вы: яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небе­сех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на пра­ведныя и на неправедныя. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не и язычницы ли такожде творят? Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:44-48). Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное мило­сердие, производимое в христианине развитием Боже­ственной благодати, данной ему в крещении и возделан­ной заповедями. От такого милосердия является духов­ная чистота: она питается им, она живет им. Препо­добный Исаак Сирский на вопрос: что есть чистота? — отвечал: «Чистота — сердце, исполненное милости о всяком создании». На вопрос: что есть милостивое серд­це? — этот великий учитель иночествующих сказал: «Это — горение сердца о всякой твари, о человеках, о птицах, о животных, о бесах — словом, о всяком созда­нии. От воспоминания о них и видения их очи милос­тивого источают слезы по причине обильной и силь­ной милости, овладевшей сердцем. От постоянного терпения сердце его сделалось сердцем младенца, и он не может быть равнодушным, когда услышит или увидит какой-либо вред или даже малую скорбь, которым подверглась тварь. И потому он ежечасно прино­сит молитву, сопровождаемую слезами и о бессловес­ных, и о врагах истины, и о наветующих ему, чтоб они были сохранены и очистились; даже он делает это о естестве пресмыкающихся, от великой милости, движущейся чрезмерно в его сердце по подобию Бо­жию» (Слово 48). От великой милости, которую ощущал в себе Великий Исаак, он восклицает: «В тот день, в который ты состраждешь кому-либо каким бы то ни было обра­зом страждущему, телесно или мысленно, благому или злому, — почитай себя мучеником и взирай на себя, как на пострадавшего за Христа, как на сподобившегося исповедничества. Вспомни, что Христос умер за греш­ников, а не за праведников. Смотри, как велико скорбеть о злых и благодетельствовать грешникам! Оно более, нежели делать то и другое относительно праведников. Апостол воспоминает об этом, как о достой­ном удивления» (Слово 89; Рим.5:6-8). Святой Исаак, сравнивая правду падшего человеческого естества с Божественною прав­дою, состоящею в благодатном, духовном милосердии, вторую называет служением Богу, а первую служением идолам (там же). О стяжании этого милосердия говорит апо­стол, когда завещавает уверовавшим во Христа: Облецы­теся якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во ут­робы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долго­терпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы (Кол.3:12,13). Святой Макарий Великий говорит: «Бла­годать так действует и умиряет все силы и сердце, что душа, от великой радости (милости), уподобляется не­злобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни эл­лина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает чтить и любить и эллинов и иудеев» (Беседа 9). Чистота сердца, сказал вышеприведенный святой Исаак, зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой (Слово 55 к прп. Симеону). Тогда человек не видит злобы в ближних своих, когда все отношения его к ближним будут поглощены милостью к ним. Неуже­ли такое невидение недостатков в ближних есть ослеп­ление ума, есть признание зла добром? Напротив того: ослепление ума, невидение греха и зла, признание зла добром принадлежат нераскаянным грешникам, оправдывающим грех свой. Святые Божии, просвещенные Духом Божиим, понимают зло во всей его подробнос­ти, знают его козни и его ядовитость; они, при помощи этого познания, доставляемого Духом, с особенною тщательностью охраняют себя от опытного знания грехов, доставляемого исполнением греха на самом деле. Рожденный от Бога, говорит святой Иоанн Бого­слов, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1Ин.5:18). При посредстве благодатно­го милосердия, которым истинные христиане дышат к ближним, они пребывают чуждыми греховности ближ­них, сообщающейся чрез осуждение осуждающему, на­рушающей его собственное, спокойное, радостное, святое устроение. Мир Христов превосходяй всяк ум, оби­тающий в святых Божиих, немедленно обличает вся­кий приближающийся помысл сопротивного, какою бы личиною праведности ни был прикрыт этот помысл (Флп.4:7). Святой Иоанн Лествичник в Слове 26 о духовном рас­суждении о помыслах, страстях и добродетелях говорит, что оно является от непорочной совести и чистоты сер­дечной; что оно в новоначальных по преуспеянию есть познание падения и греховности своей; что оно в сред­них (по преуспеянию) отделяет истинное добро от есте­ственного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиною добра; наконец, что оно в совершенных есть духовный разум, воссиявающий от Святаго Духа и видя­щий образ действия зла в других человеках. Так святой апостол Петр сказал Симону волхву: в желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща (Деян.8:23). В предисловии к Слову о священном безмолвии святой Иоанн говорит, что свя­тые Божии имеют точное и подробное знание греха по откровению Святаго Духа (Слово 27). Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум нач­нет зреть свои согрешения, подобные множеством сво­им морскому песку, сказал святой Петр Дамаскин (Добротолюбие, ч. 3. О семи телесных деяниях). Этот отец называет зрение своего падения и зрение гре­хов своих духовным видением, открывающимся от дей­ствия благодати в делателе Христовых заповедей (Добротолюбие, ч. 3. О осьми видениях ума). Святая Церковь законоположила чадам своим испраши­вать теплейшею молитвою у Бога великий дар — зрение грехов своих [181] . Падшее естество поражено слепотою ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов сво­их, не видит своего странничества на земле и распоря­жается собою на ней как бы бессмертное, как бы суще­ствующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из соб­ственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется са­мыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе. Напротив того, об­новленное естество имеет благодатное знание и зрение зла, даруемые Богом, знание и зрение зла, не только не нарушающие целости добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению человека от опытного позна­ния зла, гибельного для человека. Обновленное есте­ство видит и ведает зло в себе, в человеках и в демонах, но пребывает неоскверненным от зла, потому что эти видение и ведение естества обновленного принадлежат не собственно человеку, приобретены не собственным усилием человека, но дарованы ему Богом. Можно упо­добить знание зла, приобретенное человеками чрез падение, знанию больными болезней, которыми они страждут; а знание зла человеками обновленными — знание болезней врачами. Больные опытно знают бо­лезнь, но не знают ни причин ее, ни средств к врачева­нию ее; врачи, не зная опытно болезни, знают ее несравненно определеннее, нежели больные, знают при­чины ее и средства пользования от нее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложив, по мере скудных сил, состояние в отноше­нии к добру и злу человеческого естества по сотворении, по падении и по искуплении его, к кому обращусь с зак- лючением этого убогого Слова? Слово служит обличе­нием моих собственных недостатков, и потому обра­щаюсь с увещанием, которым обыкновенно оканчива­ется всякое Слово, к самому себе. Увещание заимствую от отца Церкви. Если кто из ближних моих признает его приличествующим и для себя, то да приимет его с любовью. «Ты воспомянул, — говорит воспомянутый мною отец, — то благородство, которое ты принял в крещении от благодати, отверг же произвольно страс­тями в мире; ты возжелал восстановить (это благород­ство) благим произволением; такое желание ты дока­зал делом, пришедши в священное училище, облек­шись в честные одежды покаяния и дав обет благодуш­но пребывать в монастыре до самой смерти. Ты заве­щал с Богом второй завет. Первый был сделан при вступлении в настоящую жизнь; второй сделан, когда ты начал склоняться к концу настоящей жизни. Тогда ты был принят Христом ради благочестия: ныне ты присоединился Христу покаянием. Тогда ты получил благодать: ныне исповедал долг. Тогда, будучи младен­цем, ты не ощутил данного тебе достоинства, хотя впоследствии, пришедши в возраст, познал величие дара, и заграждены уста твои (к самооправданию): ныне при достаточном развитии познания, ты пости­гаешь значение обета. Смотри, чтоб не пренебречь и этим обещанием (покаяния); смотри, чтоб не быть от­вергнутым и повергнутым, подобно какому-нибудь со­суду, совершенно сокрушенному, в тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13). Кроме пути покаяния нет другой стези, возвращающей ко спасению» [182] . Глаголет Дух Святый: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании, во дни искушения в пус­тыни: идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя и виде­ша дела Мои четыредесять лет. Сего ради негодовах рода того и рех: присно заблуждают сердцем, тип же не познаша путей Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. Блюдите, братие, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день, дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною: причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток соста­ва [183] даже до конца известен удержим (Евр.3:7-14). Имуще убо Архи­ерея Великаго, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Не имамы бо Архиерея, не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обря­щем во благовременну помощь (Евр.4:14-16). Аминь.

Примечания