Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Ангелы могут осязать людей, а люди — чувствовать осязание их. Остася, говорит Писание, Иаков един, и бо­ряшеся с ним человек — человеком назван Ангел [157] по человеческому образу его — даже до утра. И прикоснуся ши­роте стегна его, и отерпе широта стегна Иаковля, егда боря­шеся с ним... Он же хромаше стегном своим (Быт.32:24-31). — Во время бегства Илии пророка от гнева царицы Иезавели, он утрудился в пустыне, сел под смерчием (род хвойного дерева) и просил у Бога смерти себе. От труда и печали пророк погрузился в сон под тенью дерева. И се Ангел Господень коснуся ему, и рече ему: возстани, яждь и пий. Пробудился пророк, уви­дел близ себя хлеб и сосуд воды. Он вкусил этой пищи, но от утомления и скорби заснул снова. И обратися Ангел Господень вторицею, и коснеся ему, и рече: возстани, яждь и пий, яко мног от тебе путь: И возста, и яде, и пи, и иде в крепости яди тоя четыредесять дней и четыредесять нощей до горы Божия Хорив (3Цар.19:4-8). — В Деяниях апостольских читаем, что Ирод, для доставления удовольствия иуде­ям, казнил апостола Иакова Зеведеева и с этой целью сковал и заключил в темницу апостола Петра. В ночь, предшествовавшую тому дню, в который намеревался Ирод вывести Петра для публичной казни, апостол спал между двумя воинами, закованный в две железные цепи; стражи были у дверей темницы и стерегли узни­ка. Строжайшие меры предосторожности были приня­ты, чтоб не сбежал из темницы уже освобождавшийся из нее действием десницы Божией. И се Ангел Господень предста, и свет возсия во храмине. Толкнув же в ребра Пет­ра, воздвиже его глаголя: возстани вскоре. И спадоша ему ужя железная с руку. Рече же Ангел к нему: препояшися, и вступи в плесницы твоя (надень обувь). Сотвори же тако. И глагола ему: облецыся в ризу твою, и последствуй мне. И исшед в след его идяше. И не ведяше, яко истина есть бывшее от Анге­ла: мняше же видение зрети. Прошедша же первую стражу и вторую, приидоста ко вратам железным, вводящим во град, яже о себе отверзошася има. И изшедше преидоша стогну еди­ну, и абие отступи Ангел от него. И Петр быв в себе рече: ныне вем воистину, яко посла Бог Ангела Своего, и изъят мя из руки Иродовы, и от всего чаяния людей Иудейских (Деян.12:1-11). — И другое замечательное поведание о действии Ангела читаем в Деяниях. После того, как святой диакон Фи­липп крестил евнуха Ефиопской царицы в источнике на дороге, ведущей из Иерусалима в Газу, Ангел Госпо­день восхити Филиппа, и не виде его ктому каженик (евнух). Филипп же обретеся во Азоте (Деян.8:39,40). — Подобное этому собы­тие описывается в Книге пророка Даниила. Даниил, находясь в Вавилоне, был ввергнут в ров, в котором содержались львы. Львов в течение продолжительно­го времени мучили и раздражали голодом, чтоб они съели Даниила. Даниил пробыл во рву шесть дней, не вкушая ни хлеба, ни воды. В это время пророк Авва­кум, живший в Иудее, приготовил пищу для жнецов, работавших на его поле, и пошел на поле, неся приго­товленное им. Внезапно явился ему Ангел Господень и сказал: отнеси обед, его же имаши, в Вавилон Даниилу, в ров левск. И рече Аввакум: Господи, Вавилона не видех, и рва не вем, где есть. И ят его Ангел Господень за верх его, и держа за власы главы его, и постави его в Вавилоне верху рва шумом духа своего... И возстав Даниил яде: Ангел же Божий поста­ви Аввакума внезапу на месте его (Дан.14:31-39). Шум, произведенный движением Ангела, Писание приписывает естеству его, духа. Равным образом Ангел, сошедший в Вавилон­скую печь к трем отрокам, сотвори среднее пещи яко дух росы шумящ (Дан.3:50). Очевидно, что здесь словом дух означа­ется тонкое вещество, потому что дух, в отвлеченном смысле этого слова, не может произвести никакого шума. Подобно этому шум, происшедший при соше­ствии Святаго Духа, приписывается множеству небес­ных сил, устремившихся с неба для присутствия при великом деянии Божии. Бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и наполни весь дом, идеже бяху седя­ще (Деян.262) апостолы. Для Святаго Духа, вездесущаго и вся испол­няющаго, нет нужды в движении, чтоб явить свое дей­ствие в каком бы то ни было месте. «Святый Дух, — говорит Кирилл Иерусалимский, — живый, самосущ­ный, всегда Отцу и Сыну присущ, не исходит из уст и устен Отца или Сына, не производится посредством дыхания, не разливается на воздух, но состоит в Ипос­таси» (Поучение 17 о Святом Духе, гл. 5). Что богословствует Святая Церковь о Боге-Сло­ве, то, со всей точностью и верностью, можно возбогословить о Духе-Боге: «снисхождение Его (сошествие на землю) бысть Божественное, а не прехождение мес­тное» (Икос 8 акафиста Божией Матери). Быстрое движение сотворенных духов произ­вело в воздушном пространстве шум, подобный сильному ветру. Естественно духам производить такой шум, не только духам святым, но и духам отвержен­ным: естество тех и других — одно, естественные свой­ства — одни; различие в качествах происходит от свя­тости одних и от решительного повреждения злобой других.

      Перемещение Ангела с места на место, занятие им определенного места, что дает понятие даже о есте­ственной величине или росте духов, с особенной яс­ностью изображено в следующих местах Священного Писания. Архангел Гавриил, повествует евангелист Лука, явился во храме, во время всенародного Богослу­жения, пророку Захарии и благовестил ему рождение Предтечи Господня; при этом явлении Архангел стоял одесную олтаря кадильного (Лк.1:11). Тот же Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет, к Пресвятой Деве Марии, для возвещения Ей, что Она соде­лается Богоматерью. Он вошел в Ее жилище и, исполнив повеленное Богом, вышел от Нее [158]. — По повествова­нию евангелиста Марка, жены-мироносицы, пришед­ши к гробовой пещере, в которой было положено тело Господа, увидели в ней юношу, одетого в белую одежду и си­девшаго на правой стороне (Мк.16:5); то был Ангел. Об этом Ан­геле евангелист Матфей говорит, что он, сошедши с неба, отвалил камень от входа в гробовую пещеру и си­дел на камне. Вид лица его был как молния, и одежды его были белы как сне (Мф.28:2,3). Мария Магдалина, пришедши к гробовой пещере, наклонилась и посмотрела во внут­ренность пещеры; при этом она увидела двух Ангелов в белых ризах; Ангелы сидели в тесной гробовой пещере: один сидел у головы, другой у ног, в том месте, где лежало тело Господа Иисуса (Ин.20611,12). — Способность к передвижению с места на место и к странствованию по разным мес­там имеют и демоны. Господь сказал о странствовании демона, скучающего об изгнании своем из человека, следующее: «Когда нечистый дух выдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и, пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других ду­хов, злейших его, и, вшедши, живут там» (Мф.12:43-45). — Сатана, представ пред Господа в сонме Ангелов, на вопрос Гос­пода, откуда он пришел, отвечал: обшед землю, и прошед поднебесную, се есмь (Иов.1:7). Искушая Господа, диавол взял Его во святой град, поставил на кровле храма, потом взял Его на очень высокую гору. Как Господь постился в пус­тыне, и там приступил к Нему диавол: то очевидно, что упоминаемые быстрые перемещения совершал дух, подобно тому, как переместил Ангел диакона Филиппа с Газской дороги в Азот: диавол переносил Господа с места на место. После победы над падшим духом Гос­подь сказал ему: «Отойди от Меня, сатана». Диавол ос­тавил Его, — Ангелы пришли и служили Ему (Мф.4:1-11). — В пове­сти о лжепророке Валааме, действовавшем против из­раильтян, говорится, что Ангел был послан воспрепят­ствовать лжепророку в предприятии неблагонамерен­ном. Валаам ехал на осле, сопровождаемый двумя ра­бами. Событие имело свидетелей. Осел, говорит Пи­сание, увидел Ангела Божия, противостояща ему на пути и меч извлечен в руце его, совратился с пути и пошел в поле. Валаам начал бить жезлом осла и направлять его на дорогу. Между тем Ангел, переменив место, встал на браздах виноградных, там, где была ограда с обеих сторон. Осел опять увидел Ангела, прижался к ограде, и придавил к ней ногу Валаама, который снова начал бить осла. Ангел Божий перешел и с этого места, встал в узком проходе, с которого не было возможным уклониться ни направо, ни налево. Осел, увидев Анге­ла, упал под Валаамом, и разгневанный лжепророк в третий раз начал бить осла. После этого Бог отверз очи Валааму, и узре Валаам Ангела Божия, противостоя­ща на пути, и меч извлечен в руце его. Ангел сказал ему: се аз приидох на препятие твое, яко неприятен путь твой пре­до мною. И виде мя ослица, совратися от мене, се третие: и аще не бы уклонилася от мене, ныне тя убо убил бых (Числ.22:22-23). Ан­гела увидела ослица по воле Божией, точно так же, как увидел его Валаам: чрез отверзение очей всемогуществом Божиим. Бессловесные животные могут видеть одно вещество, так же как и человеки телесными глазами видят одно лишь вещественное.

      В невидимом нами мире имеются средства, разу­меется, вещественные, действующие самым сильным образом на предметы видимого мира. Это нисколько не противно современной науке; напротив того, гар­монирует с ней. Нам известно отчасти вещество, принадлежащее земле: вещество в несравненно большем объеме вне земли, за гранями ее атмосферы, остается для нас неизвестным. Мало этого: оно неприступно для нашего исследования. Но вещество это существует, по­тому что все в пространстве и все, ограничиваемое пространством, есть вещество (Natura horret vacuum). Таков закон, откры­тый положительной наукой, против которого могут быть возгласы невежества, против которого нет возра­жений. Писание, в согласии с наукой, открывает неви­димую для нас природу более, нежели сколько откры­вает ее наука, умозаключающая неоспоримо о суще­ствовании и вещественности невидимой природы. Писание поведает нам, сколько нужно для нас, о небе, о аде, о веществе неба и ада, о сотворенных разумных существах, для которых небо служит блаженной оби­телью, а ад — темницей. Само понятие о земле, в связи с этими понятиями, получает правильность и ведет к верным результатам, устраняет от самообольщения, научает нас проводить время на земле как в гостини­це, а не приносить в жертву земле всех сил души и тела. В приведенной нами повести о лжепророке гово­рится, что в руке Ангела был меч, которым он намере­вался убить лжепророка; в повести о Гедеоне говорит­ся об Ангеле, что он имел жезл в руке, что от прикос­новения этого жезла воспламенилась жертва. Эти со­бытия указывают на существование отношений между веществом, нами невидимым и нам неизвестным, с веществом, нами видимым и нам известным. Церков­ное Предание научает нас, что вообще разлучение души человеческой с ее телом совершается при посред­стве Ангелов; Священное Писание повествует, что Ан­гелы употреблены в орудие для поражения смертью некоторых беззаконников и для поражения мором мно­жества людей. — Ирод за присвоение себе славы Бо­жией был поражен Ангелом, впал в странную болезнь и, съеденный червями, изверг душу (Деян.12:23). Конечно прибли­женным царя Иудейского и врачам его осталась неиз­вестной начальная причина болезни: открывает ее Пи­сание. Когда был послан Богом мор на Израильский народ за возложение человеками упования на свою силу, а не на силу Божию, — умерло в самое короткое время семьдесят тысяч мужей от Дана до Вирсавии. Уже простер Ангел руку на Иерусалим, чтоб поразить его. В это время Господь умилосердился и рече Ангелу, избива­ющему: довлеет ти, отъими руку твою. Ангел же Господень стояше на гумне Оры Иевусеанина. И воздвиже Давид очи свои, и виде Ангела Господня стояща между землею и небом, и меч его извлечен в руку его, простерт на Иерусалим. Давид, увидев Ангела, биюща люди, принес покаяние, и рече Гос­подь к Ангелу: вложи меч во влагалище его (2Цар.24:15-17; 1Пар.21:15-27). — В течение одной ночи Ангел Господень, нисшедший в стан войс­ка Ассирийского, избил сто восемьдесят шесть тысяч во­инов (4Цар.19:35). — К нанесению болезней и смерти человекам способны и демоны. Диавол порази Иова гноем лютым от ног даже до главы. Он поразил бы ненавистного ему праведника и смертью, если б это не было воспреще­но Богом (Иов.2:7,6). — Сам Спаситель засвидетельствовал о скорченной женщине, что ее связа сатана (Лк.13:16). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых поочередно была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (Тов.3:8).

      Как духи имеют влияние на вещество: так, наобо­рот, и вещество имеет влияние на духов. Отверженные духи будут вечно мучиться в огне адском, в огне веще­ственном, а святые духи будут вечно блаженствовать в селениях небесных. Вместе с святыми духами примут участие в наслаждениях неба и рая воскресшие святые человеки в телах своих; подвергнутся воскресшие грешные человеки в телах своих одним мукам с духа-ми. Из этого явствует, что и духи имеют свою веще­ственность, вещественность, подобную духовным чело­веческим телам. И как горнему миру не иметь своей вещественности, когда глава его — Богочеловек обле­чен в тело? Мы исповедуем, что тело Богочеловека не­сравненно превосходнее в духовном отношении ан­гельского естества, и воспеваем Богоматери: Честней­шую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Это пес­нопение, которое произносится Пресвятой Деве и Ан­гелами [159], не имело бы места, если бы святые челове­ки на небе не были подобны и равны Ангелам, как то засвидетельствовал Сам Спаситель (Мф.22:30; Лк.20:36). Что Ангелы спо­собны к песнопению, что они при этом песнопении произносят слова — засвидетельствовано и Еванге­лием и пророками (Лк.2:8-15; Пс.4:3). — С особенной подробностью и отчетливостью изображено влияние даже земного ве­щества на духов в книге Товита. Архангел Рафаил со­путствовал в образе человека сыну Товита, в путеше­ствии его из Ассирии в Мидию. Во время этого путе­шествия Товия поймал рыбу в реке Тигре, и Архангел приказал ему сохранить сердце и печень рыбы. На воп­рос Товии, для чего бы нужны были сердце и печень этой рыбы, Архангел отвечал: сердце и печень, аще кого смущает демон или дух зол, сим подобает курити пред челове­ком, или пред женою, и ктому не будет смущатися. Здесь сказано, что известное вещество имеет вообще влия­ние на злых духов, отгоняя их от мужчин и женщин, которых беспокоят духи. Архангел Рафаил с Товией прибыли в Рагу, город Мидии, к Рагуилу, родственнику Товии. Архангел выразил желание, чтоб Товия соче­тался браком с Саррой, единственной дочерью Рагуи­ла. Товия возразил на это: слышах аз, яко отроковица дана бе седми мужем, и еси в невестнице погибоша: понеже демон любит ю. Архангел сказал: о демоне ни единыя мыс­ли имей. Аще внидеши в невестник, возмеши жераток фими­амный, и возложиши от сердца и печени рыбныя и покури­ши, и обоняет демон, и отбежит, и не возвратится в век века. По заключении брака Товия исполнил повеленное Архангелом: взя жераток фимиамный, и возложи сердце рыбы и печень, и покури. Егда же обоня демон воню, отбежа в высшая Египта, и связа его Ангел Рафаил (Тов.6:8-18; 8:2-3).

      Ангелы, являясь человекам, всегда являлись в виде человеков. Ни одного явления Ангелов в каком-либо другом виде Писание не упоминает; поведая, что Анге­лы являлись в виде человеков, Писание нигде не ого­варивает своего поведания, что непременно было бы сделано, если бы Ангелы точно не имели никакого вида или имели вид не человеческий. Мы не имеем никакого права иначе понимать Ангелов, как такими, какими изображает их Писание. Ангелы, являвшиеся Лоту, названы в Писании сперва Ангелами, потом му­жами. Эти Ангелы, прежде нежели пришли в Содом, явились Аврааму у дуба Мамврийского и также назва­ны в Писании мужами (Быт.18:1,2). Иисусу Навину явился Архи­стратиг силы Господни. Повествуя об этом явлении, Свя­щенное Писание говорит: Иисус бяше у Иерихона, и воз­зрев очима своима виде человека, стояща пред ним, и меч об­нажен в руце его. Навин сначала не понял, что то был Ангел, и спросил увидевшего: наш ли еси, или от сопос­тат наших? (Иис. Нав.5:13-15) — Ангел предстал жене израильтянина Маноя, матери сильного Сампсона, возвещая ей о за­чатии и рождении знаменоносного сына. О явлении Ангела жена поведала мужу своему так: Человек Божий прииде ко мне, и образ его, яко образ Ангела Божия, страшен зело. Ангел явился жене вторично. Жена поспешила известить об этом Маноя; она сказала ему: се явися мне муж, иже приходил в день он ко мне. И возстав иде Маное в след жены своея, и прииде к мужу, и рече ему: ты ли еси муж, глаголавый к жене моей? И рече Ангел: аз. Маное, полагая, что беседует с человеком, предложил Ангелу трапезу; но Ангел, отказавшись от трапезы, предложил всесо­жжение Господу. Когда пламень всесожжения разлился очень высоко над алтарем, — Ангел вступил в этот пла­мень и вознесся на небо. Увидев это, Маное и жена его поняли, что являвшийся им был Ангел (Суд.13:6-20). — Евангелист Лука, описывая одно из посещений гроба Господня мироносицами, говорит, что им предстали два мужа в ризах блещащихся (Лк.24:4). Когда Господь вознесся на небо в присутствии апостолов, и глаза их были устремлены к небу, то внезапно предстали им два мужа в белых одеж­дах и сказали апостолам: мужие галилейстии! Что сто­ите зряще на небо: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо. Очевидно: эти мужи были Ангелы (Деян.1:10,11). — Ангел явился сотнику Корнилию. Он виде Ангела Божия сшедша к нему. Передавая об этом явлении апостолу Петру, Корнилий говорил: От четвертаго дне даже до сего часа бех постяся, и в девятый час моляся в дому моем: и се, муж ста предо мною в одежди светле (Деян.10:30). — Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, ввергнул в разжженную печь трех свя­тых отроков, отказавшихся от идолопоклонства, тогда Ангел (Дан.3:49) сошел вместе с ними в печь и отъял силу у огня. Отроки воспели в пространной печи песнь бла­годарения и славословия Богу, а Навуходоносор, услы­шав их поющих, пришел в удивление и спросил вель­мож своих: не трех ли мужей ввергохом среди огня связан­ных? Вельможи отвечали: воистину, царю. Но царь ска­зал: се аз вижу мужи четыре разрешены и ходящы среди огня, и зрак (вид, лице) четвертаго подобен Сыну Божию?.. Благословен Бог, Иже посла Ангела Своего, и изъя отроки Своя, яко уповаша на Него (Дан.3:91-95). — Святой пророк Даниил называ­ет Архангела Гавриила мужем. Еще глаголющу ми в молит­ве моей, говорит он, и се муж Гавриил, егоже видех в начале, парящ (летящ): и прикоснеся мне (Дан.9:21). В другом видении явился пророку Ангел, которого пророк опять называ­ет мужем. Этот муж облечен был в льняную ризу, и чресла его были препоясаны златом; тело его было подобно фарсису; лице его сияло как молния; глаза его — как возженные свечи; мышцы и голени его были облечены в блистающую медь; голос его как голос народа (Дан.10:5,6). Спут­ники Даниила, находясь при нем, не видели явления, потому что им не были отверсты очи; только страх объял их, как это обыкновенно случается с теми, кото­рые находятся при человеке, видящем духов и беседую­щих с духами. К концу видения Даниил увидел, что муж, облеченный в льняную одежду и стоявший над водами реки, воздел и правую и левую руки свои к небу и клялся (Дан.12:7). Когда первомученик Стефан, обильно пома­занный благодатью Святаго Духа, предстал богоубий­ственному собору иудейских архиереев и священников: то воззревша нань еси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице Ангела (Деян.5:19,20). — Из приведенных нами мест Священ­ного Писания видно, что Ангелы не только имеют вид человеческий, но и все члены человеческого тела. Пи­сание исчисляет в них эти члены: лице, глаза, перси, руки, ноги. Этого мало! Писание указывает, что духи имеют те же чувства, какие имеет человек: зрение, слух, обоняние, осязание; оно приписывает им способ­ность говорить, — падшим духам приписывает недостатки падшего человечества, глухоту и немоту. Сам Гос­подь, не кто иной, назвал одного из демонов глухим и немым. Душе немый и глухий, сказал ему Господь, Аз ти повелеваю (Мк.9:25), и глухой дух, не слышавший голоса святых апостолов и не подчинявшийся их повелению, услышал голос Бога и немедленно, страшно мучась и муча, исполнил повеление Божие. При другом исцелении человека, одержимого бесом, Евангелие говорит, что этот бес был нем (Лк.11:14). Очень естественно духам иметь чув­ства: имеет их и душа человеческая, принадлежащая по естеству своему к сотворенным духам. Чувства челове­ка принадлежат душе его, а не телу, хотя во время зем­ной жизни человека и действуют чрез члены тела. Чрез члены тела действует вся душа, даже ее словес­ная сила. Чувства оставляют тело вместе с душою; пра­вильнее: душа, выходя из тела, уносит с собою принад­лежащие ей чувства. Если б чувства принадлежали телу, то оставались бы при нем и по исшествии души или оставляли тело в другое время, а не в то именно, в которое оставляет его душа.

      Демоны имеют по естеству такой же наружный вид, как и Ангелы, то есть вид человека в его теле. По тако­му сходству с человеком Господь называл диавола челове­ком (Мф.13:28). Демоны исказили себя уничтожением в себе доб­ра, рождением и развитием зла. По этой причине Пи­сание называет их зверями, а главного из них змеем (Апок.12:9). Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе (Пс.73:19). Змий же бе муд­рейший всех зверей, сущих на земли (Быт.3:1), так как отверженные ангелы и глава их низвергнуты с неба на землю (Лк.10:18; Апок.13:9). Зло­ба и падение демонов отразились и на их наружном виде: сохранив естественный образ свой, они исказили его чертами зверства и ужасного неблаголепия. Видел Иов диавола страшным чудовищем и изобразил его страшной живописью слова (Иов. гл. 29-41).

      Духи имеют свое местопребывание, свои обители, соответственные естеству их и произвольно усвоенным качествам, по причине которых одни вступили в бли­жайшее общение с Богом, — другие отвергнуты Богом и заразились исступленной, безумной ненавистью к Нему. Местопребывание святых Ангелов — небо. Это открыл нам Господь. Ангели на небесех, сказал Он, выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф.18:10). В воскресении ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть (Мф.22:30). И из многих других мест Писания видно, что небо есть оби­тель Ангелов. Находясь на небе, они посылаются Бо­гом на землю для исполнения различных повелений Божиих, как мы видели из приведенных повествований Писания; посылаются они и для вспомоществования всем спасающимся, как сказал святой апостол Павел: служебнии дуси в служение посылаеми за хотящих наследова­ти спасение (Евр.1:14). При втором славном и страшном прише­ствии Своем Господь послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветров, от ко­нец небес до конец их (Мф.24:31).

      Доколе диавол был ангелом светлым и святым, до­толе обитал он на небе. На небе совершилось несчаст­ное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господствий, начал и властей (Еф.6:12). Вследствие этого превращения бысть брань на небеси: Михаил, Архистратиг небесной силы, и Ангели его, пре­бывшие верными Богу, брань сотвориша со змием, и змий брася и ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси. И повержен бысть змий великий, змий древ­ний, порицаемый диавол и сатана, льстяй вселенную всю, и повержен бысть на землю, и ангели его с ним низвержени быша (Апок.12:7-9). Местопребыванием падших ангелов соделались поднебесное пространство, которое, все древние называ­ли воздухом, земная поверхность и бездна, или ад. Это яв­ствует из Священного Писания. В книге Иова дважды диавол свидетельствует о себе, что он обошел всю землю, и протек поднебесную (Иов.1:7; 2:2). Пребывание падших ангелов в воз­духе или пространстве поднебесном, по согласному мнению отцов, указывается следующими словами апос­тола Павла: несть наша брань к плоти и крови, но к нача­лом, и ко властем, к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Собрание этих духов апостол назы­вает властию воздушною, а главного из демонов, собствен­но диавола, называет князем власти воздушныя, духом, дей­ствующим в сынах противления (Еф.2:2). Пребывание демонов на земле со всей ясностью видно из поведаний Еванге­лия, которое повествует о различных действиях демо­нов на земле, различных злодеяниях их. Демоны не только живут на земной поверхности, но входят иногда в тела человеков и скотов (Лк.8:33) всем газообразным суще­ством своим. Они входят во внутренность тела челове­ческого подобно тому, как входит в нее воздух, привле­каемый механизмом дыхания, — подобно тому, как мо­гут входить другие газы. Демон, войдя в человека, не смешивается с душой, но пребывает в теле, обладая на­сильственно душой и телом. Газы имеют в особенном развитии свойство упругости, то есть свойство прини­мать различной меры объем: очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк.8:29).

      В настоящее время местопребыванием для диаво­ла, главы падших ангелов, служит бездна, тартар, ад, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему архангелу святой пророк Исаия: Во ад снидеши, сказал он ему, и во основания земли (Ис.14:15). Соверши­лось предсказание над князем воздушной власти силою и властью Спасителя человеков, Богочеловека. Спаси­тель есть тот великий Ангел — Бог, имеющий ключ бездны, Который сшел с неба и, вочеловечившись, употребил человеческую плоть свою, это великое уже (веревку), распростерши ее на Кресте, для связания змея, змея древняго, иже есть диавол и сатана. Связал Господь сата­ну на все пространство времени между двумя прише­ствиями Своими, и в бездну затвори его, и заключи его, и запечатле над ним. Будучи заключен и запечатлен в ве­щественной темнице, диавол по необходимости дол­жен иметь вещественное естество: иначе никакая ве­щественная темница не могла бы удержать его. Пред вторым пришествием Господа, разрешен будет сатана от темницы своея, и изыдет прельстити языки, сущия на че­тырех углех земли (Апок.20:1-7).

      Сотворенные духи называются бесплотными как в писаниях святых отцов, так и в общем употреблении. Название это основано на Священном Писании. Дух пло­ти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:39), сказал Спаситель ученикам Своим, явившись им по воскресе­нии в прославленном теле, обличая и опровергая по­мышление их, что они видят дух. Сравнение якоже Мене есть сравнение с человеческою плотью Богочеловека. Святой Василий Великий видит такое же сравнение су­щества духов с человеческою плотью в словах апостола: несть наша брань к плоти и крови, но к духовом злобы (Еф.6:12). Этот отец определеннее других отцов говорит о газо­подобной вещественности духов; но, основываясь на вышеприведенных словах апостола, он утверждает, что «естество диавола — безплотное» [160], очевидно, не имею­щее такой плоти, какую имеют человеки. В таком смысле душа человеческая, когда выйдет из тела, соде­лывается существом бесплотным. В таком смысле Тер­туллиан, церковный писатель второго века, говорит, что «душа не вещественна и вместе с этим тело; отверже­ние ея телесности было бы вместе отвержением существования ея» (Слово о душе).

      О виде и сущности души человеческой Священное Писание упоминает лишь мимоходно и весьма мало. Но из этих поведаний Писания явствует со всей оче­видностью, что душа человеческая имеет вид человека в его теле, подобна прочим сотворенным духам и по наружному виду, и по существу, и по свойствам. Апос­тол Иоанн Богослов повествует в Откровении своем, что он видел на небе души избиенных за слово Божие. И даны быша коемуждо их ризы белы (Апок.6:9). Видение повтори­лось Богослову. Видех, говорит он, и се народ мног от вся­каго языка и колена и людей и племен, стояще пред престо­лом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их (Апок.7:9). Писание изображает души точно так, как изобра­жает Ангелов. Богослов, сказав, что он видел души, составлявшие многочисленный народ, этим самым обнаруживает, что он видел души в образе человеческом: одно только собрание людей называется народом. Повествованием о одежде их и о том, что пальмовые ветви были в руках их, утверждается понятие о виде их и о вещественности их. — Когда волшебница Аендорс­кая вызвала душу пророка Самуила из подземного жи­лища душ и он явился ей, — она увидела мужа стара, восходяща от земли, и сей облечен одеянием долгим (1Цар.28:14). Душа явилась в образе человеческом, в одежде человеческой и с признаками пола. Душа изображена здесь так, как изобразил души святой Иоанн Богослов. — При преоб­ражении Господнем на горе Фаворской просветилось лице Господа яко солнце, ризы Его быша белы яко снег (Мф.17:2 и далее). Господь показал, в какой славе был создан первый че­ловек и сколько тело его в этом состоянии отлича­лось от тела, извращенного падением. Предстали пред Господа Моисей и Илия, услышали от Него о страда­ниях и смерти крестной, которым Он намеревался доб­ровольно подчиниться в Иерусалиме для исцеления человеческого рода. Илия предстоял в теле, изменен­ном при восхищении в рай; Моисей предстоял душой, которая, очевидно, имела весь образ тела. Без этого как бы могли увидеть его апостолы: как мог бы сказать апостол Петр о приготовлении палатки для Моисея? Апостолы увидели Моисея, как увидели Илию при от­верзении очей. Моисей присутствовал тут душой: отцы [161] поведают, что Господь, сошедши во ад, возвел из ада с прочими ветхозаветными святыми Моисея и воскресил его, чему не противоречит и Евангелие, воз­вещающее о воскресении многих святых вслед за Вос­кресением Господа (Мф.27:52). В частности, Писание упомина­ет только о погребении Моисея и умалчивает собственно о его воскресении (Втор.24:6). — Апостол Павел, пове­дая о своем восхищении в рай и на небо, сказал, что он не знает, совершилось ли это восхищение в теле или без тела (2Кор.12:3), одной душой. Если б душа отличалась своим видом от тела, то апостол мог бы удобно сказать, каким образом он был восхищен, в теле или без тела. Можно утвердительно сказать, что восхищена была душа Павлова. Так, впоследствии, была восхищена душа святого Андрея, и он, подобно Павлу, говорил о себе, что не ведает, как был восхищен, в теле или без тела, несмотря на то, что видел себя со всеми членами и со всеми органами чувств, какие имеет тело. К тако­му заключению приводят нас учение отцов об этом предмете, подобные события из жизни их и даже неко­торые современные опыты [162]. Святая мученица Мавра поведала о себе: в то время как она пригвождена была ко кресту, явился ей некоторый чудный муж, которого лице сияло, как солнце. Он взял Мавру за руку и возвел на небо. Там показано было мученице блаженство, уго­тованное ей и ее супругу, участнику ее подвига. После этого светоносный муж привел ее к телу, висевшему на кресте, и сказал ей: теперь возвратись в твое тело; завт­ра же, в час шестой, придут за душами вашими Ангелы Божии (Четьи-Минеи, 3 марта).

      Рассматривая приведенные нами места Священно­го Писания, естественно приводимся к убеждению, что сотворенные духи и человеческая душа имеют свой­ственную им вещественность, имеют наружный вид, подобный виду человека в его теле; подобно человекам, духи зависят от пространства и времени, имеют движе­ние. Вещество духов гораздо тоньше, нежели вещество тела человеческого: по этой причине духи в действиях своих гораздо свободнее, в способностях гораздо разви­тее, нежели человеки. Таково вообще свойство веще­ства. Оно, в утонченном состоянии своем, действует несравненно сильнее и обширнее, нежели как действо­вало в состоянии грубом; оно, в утонченном состоянии своем, получает новые свойства, каких вовсе не имело в состоянии грубом. Чтобы сделать это удобопонятным для всех, укажем на воду в трех ее состояниях, в твер­дом, в жидком и парах.

Священное Писание научает нас, что имеются тела земныя и имеются тела небесныя что имеются тела душев­ныя, и имеются тела духовныя, что свойство и достоин­ство этих тел — различное (1кор.15:39-46). Священное Писание назы­вает наши тела, в которых мы находимся в земной жиз­ни, душевными; эти же тела оно называет духовными, ког­да они воскреснут с свойством бессмертия и с прочими свойствами, необходимыми для того, чтоб бессмертие было бессмертным. В духовных телах своих святые че­ловеки будут вечно пребывать с святыми Ангелами, по­лучив с ними одно блаженство и одинаковое развитие, одинаковое отношение к пространству и времени. На­ука учением своим о веществе вступает в чудную гармо­нию с Писанием. Она признает повсюду вещество, где есть пространство. Понятие о вещественности с поня­тием о пространстве — неразлучны и неразделимы. На­ука исследовала и доказала, что газы, принадлежащие земле и известные нам, ложатся слоями в атмосфере, соответственно своей удельной тяжести. В подобной пропорции должны следовать за газами нашей атмос­феры другие газы, нам неизвестные, более легкие и тонкие. Эти газы, которые в общем употреблении назы­ваются эфиром, непременно должны существовать, по­тому что никакое пространство не может обойтись без свойственного ему вещества. Пространство, которое мы называем небом, непременно должно иметь свое вещество.

      Что такое человек? Такой же сотворенный дух, как и Ангелы, но облеченный в тело. Прочие сотворенные духи отличаются от человека тем, что не имеют его тела, его плоти. По этой причине они называются бестелесны­ми, бесплотными, невещественными. Называются они неви­димыми, потому что мы, будучи извращены и страшно повреждены падением, не видим их в обыкновенном состоянии нашем. Наше тело совсем не таково, каким оно создано: оно соделалось для человека узами и тем­ницей; оно лишено многих способностей; оно оковано многоразличными немощами. Воскреснет оно уже иным, и человек, не преставая быть человеком, вступит в разряд сотворенных духов, причислится к сонму их, будет находиться в обществе их и в общении с ними. Отношения естества человеческого ко всей обстановке его будут те же, в каких находится и естество духов. Воз­вещено это Господом.