Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

по Себе един Бог; Ангелы — благи по причастию Боже­ственной благодати [184]. Они — существа живые, разум­ные, бесплотные, способные к песнопению, бессмерт­ные [185]. Естество демонов нисколько не отличается от естества Ангелов; они различаются усвоенным произ­волением подобно тому, как у праведного человека — одно направление духа, а у грешника — другое [186]. Говоря о Книге Товита и причисляя ее к каноническим книгам Священного Писания, святой Афанасий упоминает о демоне Асмодее, который любил Сарру, дочь Рагуила, и убивал мужей ее; приводит слова Архангела Рафаила, сопутствовавшего Товии в образе человека, что печень и сердце рыбы, будучи возжены, прогонят демона. Про­гнанный этим курением, демон был связан Ангелом в верхних частях Египта [187]. Диавол, враг нашего рода, ниспавши с неба, блуждает в пространстве этого ниж­него воздуха, где, начальствуя над другими демонами, как над сделавшимися непокорством и гордостью подоб­ными ему, при содействии их обольщает человеков привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся горе, о чем апостол говорит: по князю власти воздушныя, духа, иже действует ныне в сынех противления (Еф.2:2). Господь нисшел с неба, чтоб низложить диавола, очис­тить воздух и открыть нам путь к небу завесою, сиречь пло­тию Своею (Евр.10:20). Если это долженствовало совершиться при посредстве смерти, то какой иной смертью, скажи мне, могло это привестись в исполнение, как не той, которую понес Господь на Кресте в воздухе? Умирает в воздухе только тот, кто полагает душу на кресте. По этой причине Господь понес такую смерть согласно требова­нию нужды. Таким образом вознесенный вверх, Он очи­стил воздух от козней диавола и всех демонов, что и зас­видетельствовал Он следующими словами: Видех сатану яко молнию с небесе спадша [188]. «Когда оракулы Греции и всего мира прекратились и умолкли, как не по пришествии Спасителя на землю? Когда начали понимать, что боги и герои поэтов — че­ловеки, и по этой причине презирать их, как не после победы Господа над смертью, причем Он принятое Им тело воскресил из мертвых и сохранил нетленным? Когда оказалось удобопрезренными лукавство и ярость демонов, как не по явлении на земле Слова, Божией Силы, Господа всего и их, умилосердившегося над немощью человеков? Когда искусство и училища волхвов попраны, как не после пришествия к человекам Боже­ственного Слова? Наконец — когда мудрость язычников соделалась глупостью? — После того, как истинная Бо­жия Премудрость открыла Сама Себя на земле... Преж­де вселенная была преисполнена обманами оракулов и ложными понятиями человеков. Предметом удивле­ния для всех были оракулы Дельф, Додоны, Виотии, Ликии, Египта и Кавир, равно как и Пифии; но ныне, когда повсюду проповедуется Христос, совершенно прекратилось их неистовство, и нигде между ними уже не обретается пророка. Прежде демоны вводили в заб­луждение умы человеков различными привидениями, пребывая в источниках и реках, в древах или камнях (подобно тому, как ныне пребывают в столах), и невежественных смертных устрашали призраками. Эти кознодейства увяли по пришествии Божественно­го Слова» [189].

      «Супостат наш диавол (1Пет.5:8), завидуя великим благам, которые мы должны получить, ходит вокруг нас и тща­тельно наблюдает, чтоб похитить семена Слова, находящиеся в нас. По этой причине Господь, предостере­жением запечатлевая в нас Свои заповеди как собствен­ное сокровище, говорит: Блюдите, да не прельщени будете: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще, яко Аз есмь, и время приближися. Не изыдите убо во след их (Лк.21:8). Без сомнения, нечто великое предоставлено нам Словом: нам предос­тавлено избегать обмана, который мог бы быть произ­веден наружным видом представляющихся предметов, и мы действием благодати Духа можем правильно судить об этих предметах, несмотря на то, что они прикрыты и замаскированы. Если бы великий демон, диавол, изобретатель злобы, достойный сам по себе всякой ненави­сти, тотчас открывал себя: то каждый отгонял бы его, как змея, как дракона, как льва, ищущего похитить и пожрать кого только можно. По этой причине он пря­чется и прикрывает себя, лукаво присваивает себе имя, вожделенное для всех человеков, чтоб обмануть челове­ков ложной наружностью и уже обманутыми заковать в свои цепи. Как кто-либо, желающий увлечь чужих детей в рабство себе, принимает, в отсутствие родителей их, подобие этих родителей, при посредстве этой хитрос­ти обманув горящих любовью к родителям сынов, уво­дит их далеко, и погубляет несчастных: так и нечести­вый демон, извивистый и лукавый диавол, не дерзает показываться кому-либо таким, каков он есть; зная же, сколько человеки любят истину, принимает на себя ли­чину правды и этим средством изливает яд свой в пос­ледователей своих».

      «Так обманул он некогда Еву, говоря ей не свои сло­ва, но притворяясь повторять слова Бога и извращая их смысл (Быт.3:1). Так обольстил он супругу Иова, научил ее излишеству любви к мужу, а отсюда хуле на Бога (Иов.2:9,10). Так обольстил и обманул он всех людей, извращая наруж­ный вид предметов, и всех похитил и увлек в пропасть зла, собственно, принадлежащего ему. После того как он обольстил первого человека и посредством этого пришел к сознанию, что содержит в своей власти, в своем подданстве весь род человеческий, — произнес жестокое и надменное наругание над ним в следующих словах: вселенную всю обыму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яйца возму, и несть, иже убежит мене, или про­тиву мне речет (Ис.10:14). Когда же пришел Господь, когда враг узнал из опыта Его домостроительство и не мог обма­нуть плоть, в которую облекся Христос: тогда гордец, хвалившийся, что обхватит вселенную, соделался, при посредстве Христа, игралищем даже для детей, напо­добие воробья. Ныне отроча младо на ложе исчадий аспидских руку возложит (Ис.11:8), насмехается тому, кто обманул Еву, и все, право верующие в Господа, попирают того, который сказал: Взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис.14:14). Не без стыда выносит он это; но по могущественной дерзости своей он покушается изменять вид свой. Не­смотря на это, не может он, несчастный, укрыться от тех, которые знаменуются крестным знамением на челе своем: тем жесточе отгоняется он ими, с великим бесчестием и срамом для себя. Хотя он ныне, подобно пресмыкающемуся змею, облекается притворно в образ светлого ангела, но такое притворство не может прине­сти ему никакой пользы: мы научены, что хотя бы Ан­гел с неба благовестил нам более преданного, то и он подлежит анафеме».

      «Опять если он захочет прикрыть свойственную ему лживость и притворяется устами произносить правду, то мы не знаем его цели в этом действии и по справедливости отвергаем его словами, заимствован­ными у Святаго Духа: Грешнику же рече Бог: вскую ты по­ведавши оправдания Моя? (Пс.49:16) Не красна похвала во устех греш­ника (Сир.15:10). Лукавый, если б и правду говорил, не заслужи­вает вероятия, как научает этому Писание, поведая о коварстве, которое он употребил против Евы. Дер­зость его обуздал Господь; во-первых, в горе, где обли­чил многообразную злохитрость его, показал, что он — состарившийся в лукавстве, назвав его не кем-либо из святых, но сатаной. Иди за Мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому по­служиши (Мф.4:10). Во-вторых, он повелел демонам молчать, когда они вопияли из одержимых ими. Воплем своим они провозглашали правду; они не лгали, когда гово­рили: Иисусе, Сыне Божий и Святый Божий (Мф.8:29; Мк.1:24). Господь не благоволил, чтоб истина проповедовалась нечистыми устами, особливо же устами демонов, чтоб они, воспользовавшись этим случаем, не примешали, по злому произволению, чего-либо своего и не насеяли его спя­щим человеком (Мф.13:25). По этой причине Он не потерпел, чтоб они говорили, и нам не дозволил попускать им это, сделав Сам наставление в следующих словах: Вне­млите от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф.7:15); а чрез святых апостолов: не всякому духу веруйте» [190]. Очевидно, что из­ложенные здесь мысли тождественны с мыслями, кото­рые читаем в поучении Антония Великого. Находящее­ся в этом поучении мнение, что сотворенные духи име­ют легкие тела, без сомнения, принадлежит не только Антонию, но и Афанасию: в противном случае святи­тель не преминул бы оговорить его. Вещественность со­творенных духов явствует из описания тех искушений, которые понес от них Антоний Великий. Как эти иску­шения помещены в житии Антония Великого в Четьих-Минеях (17 января), то мы здесь и не выписываем их. Подобные искушения претерпели многие отшельники и пустынно­жители.

      Святой Епифаний Кипрский, скончавшийся на ко­рабле, плывя из Константинополя в Кипр, так говорил ученикам своим в предсмертной прощальной беседе: «Чада мои! Если вы любите меня, то сохраните мои заповеди, и любовь Божия пребудет с вами. Вы знаете, чрез какие скорби я прошел в жизни моей! Скорби эти я не вменял в скорби, но, подвергаясь им, всегда пре­бывал радостным по причине упования на Бога, и Бог никогда не оставлял меня, но Сам охранял от всяких козней лукавого. Любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим.8:28). Однажды, возлюбленные чада мои, когда я находился в пустынном месте и приносил молитвы Христу, чтоб Он избавил меня от всех козней сопро­тивника, напало на меня множество демонов. Они уда­рили меня о землю и, схватив за ноги, влачили по зем­ле. Некоторые из них били меня. Так поступали они со мной в течение десяти дней. После этого я уже не видел демонов в собственном их виде во все дни жиз­ни моей; но они чрез людей изливали на меня свою злобу» [191].

      Древние отцы, как мы видели из цитаты святого Кирилла Иерусалимского, согласно со Священным Пи­санием и по общему употреблению называли духом воздух, ветер, словом, все, что не имеет дебелого тела. Для доставления возлюбленным братьям самого удовлетворительного понятия о мнении древних отцов о духах, предлагаем здесь учение святого Афанасия Ве­ликого о теле и душе человеческих. «Известно, — гово­рит святитель, — что тело заимствует состав свой от стихий; равным образом от них зависит и разрушение его. По этой причине тела, как человеков, так и про­чих животных, удобно умирают, будучи составлены из четырех стихий, именно из земли, солнца, воды и воз­духа. Стихии эти и сами не свободны от обветшания и порчи: таким же образом не свободны от них и тела, так как все тела сделаны из земли. Напротив того, ве­щества простые, несложные, удобно сохраняются и пребывают до окончания неразрушенными. Таковы солнце, человеческая душа, свет, светила, воздух, вода, огонь, дух, словом, — все простое». О душе же говорит следующее: «В ней находится пять страстей, называе­мых душевными. Они суть гнев, печаль, страх, попечи­тельность, зависть. Кто стяжал трезвение ума, тот мо­жет властвовать над этими страстями. Собственно, душа, по существу своему, есть как бы огонь горящий. Как огонь сваривает то, что будет положено в кастрюлю, таким образом и огненная душа переваривает и ис­требляет пищу, вложенную в чрево. Хотя она и называ­ется (душа), но называется так не потому, чтоб была, то есть холодная, как думают некоторые из простейших. Явствуют в ней сила и действие солнца из того, что она иссушает сырое силой теплоты своей. Солнце, будучи огненным и жарким, иссушает болот­ные места, и что бы то ни было, наполненное сырос­ти, разрешает испарениями. Что душа по естеству сво­ему тепла, в этом несомненно и опытно уверят тебя мертвые, потому что в тот час, когда отделится душа от тела, все члены объемлются холодом, нисколько не менее, как от действия мороза. Доколе душа принима­ет пищу в изобилии, дотоле тело находится в силе и бодро; когда же лишится питания, тогда самое тело служит вместо пищи теплоте души. Как медный сосуд или кастрюля в затопленной печке, не наполненные водой, не могут выносить силы огня, потому что они сожигаются и совершенно разрушаются: таким же об­разом и сосуд телесный, если подвергнется недостатку в питании, непременно разрушится, будучи приведен в совершенное расслабление огненной душой. Если желаешь научиться от кого, каким образом душа пре­бывает в теле, то вопроси его так: скажи мне, во всем ли теле обитает душа человека или в какой-нибудь час­ти тела? Если он скажет тебе: во всем теле, отвечай ему: отчего же, когда отсекут руку или ногу человека, не рассекается душа, но человек продолжает жить, не умирает? Если же скажет: в одном месте, то отвечай ему: каким же образом существуют все прочие члены? Потому что все, что лишено души, — мертво, и я не знаю, что ты хочешь сказать. Но я объявлю тебе, в ка­ком месте, по какой причине и где пребывает душа. По­ложительно присутствует она в трех местах тела. Как луч солнца вступает и входит в дом всегда в одном мес­те и освещает весь дом: так и душа, обитая в трех час­тях тела, освещает весь дом тела. Именно обитает она в сердце, в высшей части головы и в царских жилах. В этих трех частях живет душа. По этой причине в тот час, как поразится голова, или сердце, или когда выте­чет кровь в большом количестве из царственной жилы, немедленно отлучается душа от тела, и тело соделыва­ется мертвым. Душа, подлинно обитая в этих трех частях, разливает во все тело действие своей силы» [192]. Мнение, изложенное святым Афанасием Великим, мужем просвещеннейшим своего времени, достойно особенного внимания. Достойно внимания оно по пре­имуществу в наше время, когда рационализм Декарта пал или исповедуется одними отсталыми личностями, незнакомыми с настоящим развитием наук, объясняю­щих вещество. Из изложения, сделанного Афанасием о значении тела и души, явствует со всей очевиднос­тью, что древние называли простым. Они называли простым то, что не было разложено на составные час­ти, к разложению чего не имелось в виду никаких средств. Понятие и изображение словом понятия — очень естественные! Вода, воздух, дух, душа называ­лись простыми в одном и том же отношении. Появи­лась химия и извратила понятия о веществе, опреде­лив сложность в том, что признавалось простым, до­казав вещественность в том, что признавалось невеще­ственным, достигнув самым точным, математическим процессом познания, что все, кроме бесконечного, ве­щественно. Этим познанием наука сошлась в одно мне­ние с мнением Священного Писания и святых отцов, которые отделяют существо Бога бесконечным расстоянием от всех сотворенных существ, как по естеству, так и по свойствам. Все замысловатые предположения, весь великолепный бред философов, незнакомых с положительными науками, отвергается и низлагается в прах положительными науками [193]. Присутствие тепло­рода в душе, указываемое святым Афанасием, хотя не может быть принято в том виде, в котором оно нахо­дится в сочинении, будучи основано на современном состоянии познаний о веществе, но и не может быть признано странностью и нелепостью, как должны при­знать его декартисты. Все газы, нам известные, эти невидимые и тонкие тела, содержат в себе теплород. Афанасий признает, на основании известных ему опы­тов, присутствие души в трех главных отделах тела; во всех членах он признает действие души, отвергая при­сутствие ее. Новейшие опыты единогласно свидетель­ствуют, что душа присутствует во всех членах тела; но жизнь присутствует там, где указал святой Афанасий. Все человеки, без всякого исключения, лишившиеся рук или ног, чувствуют явственно присутствие этих членов, чувствуют способность действовать ими. Неко­торые полагают, что это — игра нервов. Несправедли­во! Нервы действуют только в теле; действовать вне тела они не имеют никакой возможности: это — ясно ощущаемые члены души, с способностью действия, которая остается без употребления по причине соеди­нения главных частей души с телом.

      Святой Иоанн Златоуст: «Ты желаешь видеть Анге­лов и вместе мучеников? Открой очи веры и смотри на это зрелище. Ибо если весь воздух наполнен Ангелами, услышь, что говорит апостол, увещевая жен, чтоб они покрывали головы. Сего ради, говорит он, должна есть жена власть имети на главе Ангел ради (1Кор.11:10). Опять Иаков: Ангел, иже избавляет мя от всех зол (Быт.48:16). И те, которые были в доме с апостолами, говорили отроковице Роди: Ангел его есть (Деян.12:15). И опять Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его Ангели Божии (Быт.32:1).