Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

А чтоб ты научился, что Ангелы суть Ангелы мира, услышь, что диакон постоянно говорит в молит­ве: Ангела мирна просим» [194].Святой Иоанн Златоуст, от­вергая мнение тех, которые утверждали, что Ангелы совокуплялись с дщерями человеческими, называет Ангелов бесплотными, неимеющими способности к де­торождению, основывает последнее мнение свое на словах Господа: в воскресении бо ни женятся, ни посяга­ют, но яко Ангели Божии на небеси суть [195]. Златоустый говорит, что каждый человек имеет своего Ангела; он доказывает свое мнение словами иерусалимских хрис­тиан: Ангел его есть [196]. В беседе 53-й на евангелиста Матфея Златоустый говорит: «Заключенный тогда преда­ется наибольшей скорби, когда выводят его пред суди­лище; тогда наиболее трепещет, когда приближается к месту истязания, когда он должен дать ответы. Подоб­но этому многие поведают о страшных видениях, пред­ставляющихся в это время (при смерти), которых зре­лища умирающие, не будучи в состоянии выносить, потрясают с великим усилием самый одр, на котором лежат, смотрят на предстоящих извращенными от страха глазами, когда душа мятется сама в себе, не хо­чет выйти из тела, не выносит взора приближающихся Ангелов. Если мы трепещем, когда смотрим на страш­ных людей, то какому подвергнемся страху, когда уви­дим сошедшихся Ангелов и свирепыя силы, когда душа бу­дет отторгаться от тела, напрасно и много рыдать?» В слове о непостижимом Златоустый говорит: «И что говорю я об оном блаженном существе (Божества), когда человек не может свободно видеть даже существа ангельского. Чтоб вы поняли, что это так, приведу в при­мер друга Божия, который был наделен за его муд­рость и праведность великим мужеством, о котором повествуется, что он сделал много славных дел, имен­но святого Даниила, чтоб никто не полагал, когда по­кажу, что он после явления ему Ангела впал в расслаб­ление, лишился сил и изнемогал, что он подвергся этому по причине грехов и лукавой совести. После того как доказана крепость его духа, тем яснее доказы­вается немощь самого естества. Итак, этот Даниил по­стился в течение трех недель, не вкушал вожделенно­го хлеба; вино, мясо и сикера не входили в уста его, ниже употреблял он помазания: и тогда был сподоблен видения, когда душа его соделалась к такому созерца­нию способнее, при посредстве поста легче и духовнее. Итак, что он говорит? Возведох очи мои и видех, и се муж един облечен в ризу льняну, то есть в священную одежду, и чресла его препоясана златом светлым. Тело его аки Фарсис, лице же его аки зрение молнии, очи же его аки свещы огнен­ны, и мышцы его и голени аки зрак меди блещащияся, глас же словес его аки глас народа. И видех аз Даниил един яв­ление, а мужи, иже со мною, не видеша явления, но ужас ве­лий нападе на них, и отбегнуша в страсе. И не оста во мне крепость, и слава моя обратися в разсыпание (Дан.10:5-8). Что зна­чит это: слава моя обратися в разсыпание? Прекрасен со­бой был юноша (Даниил): поелику же страх от присутствующего Ангела произвел то, что, по образу умира­ющих, изменился его наружный вид и увял естествен­ный цвет лица, то он сказал: слава моя обратися в разсы­пание. Что же Ангел? Поднял его и сказал: Данииле, мужу желаний, разумей в словесех сих, яже аз глаголю к тебе, и стани на стоянии Твоем, яко ныне послан есмь к тебе (Дан.10:11). Он встал, объятый трепетом. И когда Ангел опять на­чал говорить с ним и сказал: от первого дне, в оньже по­дал еси сердце твое, еже разумети и трудитися пред Господем Богом твоим, услышана быша словеса твоя, аз же приидох в словесех твоих (Дан.10:12), — Даниил снова упал на землю, по по­добию умирающих. Да услышат это те, которые по лю­бопытству доискиваются видения Ангелов! Даниил, пред которым почтительны были взоры львов, Дани­ил, который мог в теле человеческом делать то, что превышает человека, не перенес присутствия сослужи­теля, но лежал без чувств. Обратися утроба моя, в видении моем, и не имех силы и дыхание не оста во мне» (Дан.10:16,17). В толкова­нии на 41 псалом Златоуст говорит: «Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страш­ный и отвратительный образ: то не подверглись ли бы мы умопомешательству? Не погибли бы?» [197] В беседе 34-й на евангелиста Матфея Златоуст говорит, что «де­моны скитаются по гробам». Отношение демонов к при­носимым им жертвам Златоуст изображает в слове о свя­том Вавиле, против Иулиана и язычников. Поведав об­стоятельства, давшие им повод к построению капища Аполлону в Дафне, предместии Антиохийском, Златоуст говорит, что диавол, воспользовавшись баснословным преданием, поместил в капище демона, для обольщения и погубления людей. Демон, присутствуя при идоле, давал провещания, которыми поддерживались заблуж­дения язычников. В Дафну были перенесены мощи священномученика Вавилы, и демон сперва умолк, а потом, когда прекратились жертвоприношения ему, и вовсе уда­лился из капища. «Таков обычай у демонов, — присовокупляет Златоуст. — Когда воздают им человеки божеское поклонение вонею и дымом крови, тогда они, подобно кро­вожадным и ненасытным псам, пребывают в тех местах для питания и наслаждения (этими вонею и дымом). Когда же никто не приносит им таких жертв, тогда они пропа­дают, как бы от голода. Доколе приносятся жертвоприноше­ния, доколе совершаются скверные тайнодействия... дото­ле демоны присутствуют и увеселяются» [198].

      Подобного мнения о духах святой Кирилл Алексан­дрийский, как это видно из слова его на исход души, приведенного в «Слове о смерти». Святой Кирилл на­зывает демонов страшными, дикими, жестокими, неми­лостивыми, бесстыдными, гнилыми, подобными мрачным муринам.