Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      «Правду сказать, — говорит Бержье, — Иисус Хрис­тос сказал нам, что награда наша будет на небе» (Мф.23:30; 5:13). Далее западный писатель говорит: «Вера научает нас, что пос­ле общего воскресения души блаженных соединятся с телами их; но святой апостол Павел научает нас, что воскресшие и прославленные тела причастны естеству духов: следовательно они будут в таком состоянии, о ко­тором мы не можем составить себе никакого понятия».

О аде [228]

      О аде Бержье говорит пространнее и определеннее, нежели о рае. Сделаем из статьи его несколько извлече­ний.

      Выписка 1. «Ад — место мучений, в котором греш­ники, после этой жизни, подвергнутся казни за свои преступления. Итак, ад противоположен небу, или раю, где праведники получают награду за их добродетели».

      Выписка 2. «Еврейское шеол, греческое тартарос и адис, латинское инферпус и оркус, ад, выражают, в соб­ственном смысле, место низкое и глубокое, а по анало­гии (по подобию) гроб, местопребывание мертвых. Иудеи употребляли еще слово геенна или гегинон, — так называлась долина близ Иерусалима, в которой находилась печь, именуемая тофель; в этой печи исступ­ленные идолопоклонники содержали огонь, чтоб при­носить в жертву или посвящать детей своих Молоху (идолу). По этому поводу в Новом Завете ад часто назы­вается «геенною огненною, долиною огня».

      Выписка 3. «Моисей во Второзаконии говорит от лица Божия: огнь возгорится от ярости Моея, разжется до ада преисподняго (шеол): счесть землю и жита ея, попалит основания гор (Втор.32:22). Если разуметь здесь под именем ада гроб, яму глубиною в три или четыре локтя, то это было бы объяснением самым холодным» [229] .

      Выписка 4. «Иов говорит, что ад (шеол) открыт взо­рам Бога и что место пагубы не закрыто от Него (Иов.26:6). Иов изображает жилище мертвых землею, покрытой мраком и тьмой, землею, в которой царствует томление и горе вечные» (Иов.10:21,22).

      Выписка 5. «Давид говорит Богу: плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде (шеол), ниже даси преподобному Твоему видети истления (не попустишь служителю Твоему истлеть во гробе) (Пс.15:9,10). Вот два различ­ные местопребывания, одно для души, другое для тела».

      Выписка 6. «Пророк Исаия говорит: Узрят трупы человеков, преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти (Ис.66:24). Иисус Христос во Евангелии, говоря о отверженных, относит к ним эти слова Исаии: червь их не умрет, и огонь не угаснет» (Мк.9:44,46).

      Выписка 7. «Господь объявил в определенных выра­жениях, что злые пойдут в огнь вечный, который был при­готовлен для диавола и его ангелов» (Мф.25:41).

      Выписка 8. «По этой причине богословы (запад­ные) признают в осужденных два рода вечных казней, различных между собою: казнь проклятия, или скорбь о потере вечного блаженства, и казнь чувственную, или мучение, производимое огнем, который не угаснет никогда. Эти два рода мучения ясно обозначены в выше­приведенных словах Спасителя. Неумирающим червем обозначается казнь проклятия, а неугасающим огнем — казнь чувственная». С этим мнением нельзя согласиться вполне. Православная Церковь признает в вечности двоякое мучение, как и двоякое блаженство: 1) внутреннее, производимое ощущениями и помышлениями, рожда­ющимися от положения, и 2) внешнее, производимое об­становкой извне. Но объяснение, якобы червя неусыпаю­щий знаменовал собой внутреннее мучение, принадле­жит собственно западной Церкви. Православная Цер­ковь признает червя червем, не пытаясь объяснить то, о чем сказано просто, без объяснения, немогущего быть удовлетворительно понятым в том состоянии, в кото­ром мы находимся. Мы видели как святой Василий Великий понимал адского червя. Он признает его суще­ствующим действительно, а не иносказательно, не меч­тательно и отвлеченно. Святой Иоанн Златоуст также помещает червя в числе чувственных мук ада: «От гро­ба и червя, — говорит он, — перенеси мысль твою к червю неусыпающему, к огню неугасающему, к скрежету зубами, к тьме кромешной, к скорби и тесноте» (Слово 1 к Феодору падшему). Здесь, как и у Василия Великого, казнь внутренняя ясно отделена от казней внешних; в числе последних оба святителя указали на неусыпающего червя, как на казнь внешнюю и чувственную. Подробное исчисле­ние адских мук внутренних и внешних можно видеть в поучениях святого Димитрия Ростовского [230]. Это ис­числение помещено в «Слове о смерти». Слова Писа­ния о райском наслаждении и о адской муке должно принимать просто и прямо, наставляет святой Тихон Воронежский (Келейные письма, том 15, письмо 62). «В мире случающееся неблагополу­чие, — говорит этот святитель в одном из своих писем, — есть тень некая и образ будущего и вечного неблаго­получия. Тяжко здесь вмененным быти между злодея­ми, и злым людям и бесчестным причислитися; но да­леко тяжчае будет причтенным быть диаволу и злым ангелам его и с ними за едино вменятися вечно. Тяжко зде у мучителя некоего под властью быть и от него на­ругание, посмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть; но далеко тяжчае будет у сатаны, противника Божия, во власти и от него ругание, посмеяние и озлобление терпеть вечно. Тяжко зде биение, страдание, бо­лезнь, огневицу, лихорадку, зубную болезнь и расслаб­ление тела терпеть; но далеко тяжчае будет терпеть вечно жжение огня геенского, болезнь лютую и не­сносную, скрежет зубов, червь неусыпающий и душою и телом в том страдать. Тяжко зде в темнице сидеть, ли­шатися света и никакого не чувствовать утешения; но далеко тяжчае сидеть в адской темнице и никогда света не видеть, и всего лишитися утешения вечно. Тяжко зде жажду терпеть и желать, но не иметь прохлажде­ния; но тяжчае будет вечно. Словом: тяжко есть всякое страдание временное, или на душе, или на теле бывае­мое, всяк то знает; но несравненно тяжчайшее вечное, и ради величества, и ради продолжения, яко бесконеч­ное, которое и душою и телом будут терпеть осужден­ные. Тень есть временное страдание вечного страда­ния. Тень есть ничто в сравнении с истиною: и вре­менное страдание — ничто в сравнении с вечным. По­знавай убо вечное страдание от временного и бере­гись, да не впадеши в тое. Ныне сходи умом во ад, да не потом душою и телом снидеши. Како стерпишь огнь жгу­щий, но несожигающий, червь грызущий, но не пояда­ющий, скрежет зубов, тму кромешную, скаредный вид демонов, и плач, и стенание, и рыдание и прочая злая како стерпиши? Помышляй сия, сравнивай временное страдание с вечным, и проженется сим размышлени­ем, как бичом, суета от сердца твоего» (Том 15, письмо 62).

      Выписка 9. «О вопросе, в каком месте вселенной помещается ад, должно сказать, что этот вопрос по крайней мере безполезен. Откровение не разрешает нам его; предположения философов и предположения бо­гословов (западных) по этому предмету одинаково ничтожны. Некоторые сочли основательным помес­тить ад в центре (во внутренности) земли, без сомне­ния, по причине огня, которым наполнена внутрен­ность земли».