Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

Для получения точного познания о духах единствен­ное средство — христианство, изучаемое в Священном Писании, в святых отцах Православной Церкви и бла­гочестивою, подвижническою жизнью по нравственному преданию Православной Церкви. Для первоначаль­ного теоретического познания духов вполне достаточ­но того учения, которое преподается в Православном Богословии. Невидимая борьба с духами в помыслах и мечтаниях и ощущениях составляет принадлежность подвижников, иноков, занимающихся правильным под­вигом в иноческих общежитиях. Они стяжавают соот­ветственное своему жительству нравственное, так вы­разимся для ясности, понятие о падших духах. Это по­нятие аскетическими писателями называется духов­ным видением, потому что при нем подвижник видит умом и ощущает сердцем невидимые козни невидимых врагов [222]. Свое нравственное понятие о падших духах святой Игнатий Богоносец изобразил так: «Лживый дух себя проповедует, своя глаголет, самоугоден бо есть, себе прославляет, гордыни бо есть полн, лжесловесен, прелестен, ласкосерд, ласкателен, хитр, стихосошива­тель, блядив, несогласен, велеречив, ползок, боязлив: от его действа да избавит вас Иисус Христос» [223]. Также: «О, всех злых духов лукавнейший душе от своего злоумия! Чрева ради побежден и тщеславием обесчестен еси, сребролюбием и любоначалием в нечестие привлекае­ши. Ты велиар, дракон, отступник, змий стропотный, ты от Бога отступивый, от Христа отлучивыйся, от Духа Святаго отчужден и от лика ангельского низриновен еси, законов Божиих ругатель и враг законных» [224]. Та­кое познание духов, такое видение их — познание и ви­дение существенно нужные! Оно в полноте своей дос­тавляется внимательной иноческой жизнью. Оно — дар Божий, которым увенчивается собственный, посиль­ный подвиг подвижника, усиливающегося усмотреть невещественные лица демонов, как в зеркале, в Свя­щенном Писании, в писаниях святых отцов и в соб­ственной деятельности. Оно — рассуждение духовом (1Кор.12:10), дар Святаго Духа. С этим даром сопряжена победа над гре­ховными помыслами, мечтаниями и ощущениями; по­беждаемому ими доказывается этим, что он не стяжал еще дара, но обольщается, обманывается, пленяется не­видимым врагом. Посредством духовного видения духов, они видятся в их действиях: видеть самое существо духов даруется или попускается очень немногим, по особенно­му промыслу Божию. Самопроизвольно отъемлющие за­весу и покров, установленные Самим Богом, вторгающи­еся насильно и дерзостно в мир духов, подвергаются ве­личайшим бедствиям [225]. В заключение скажем: Боже­ственное Откровение объяснило нам сотворенных духов, нашу душу, наше тело в той степени, в какой это позна­ние нужно для нашего спасения. Как создание Божие, духи, душа, самое тело наше, все предметы видимой при­роды остаются, в сущности, тайной для нас, будучи по­стижимы только отчасти. При благочестивом созерцании творений Божиих и по причине такого созерцания вступим в ряды созданий, как несомненно принадлежа­щие к ним, прославим Создателя нашего и в недоумении пред Его всемогуществом и премудростью принесем сми­ренное и истинное исповедание вместе с Давидом: Чуд­на, Господи, дела Твоя! Страшно удивился еси! Удивися разум Твой от мене, утвердися: не возмогу к нему (Пс.138:14,6). «Бог наш, на небе-си и на земли, вся, елика восхоте, сотвори» [226].

Статья вторая. О рае и аде

О рае [227]

      Бержье признает существование земного рая, приво­дит о месте его мнение позднейших западных ученых и церковных писателей, находит, что страна, орошаемая реками Тигром и Евфратом, не соответствует описа­нию Моисея, который при описании рая упоминает о этих реках, что святые отцы, жившие на этих местах, имевшие страну пред глазами, ничего не говорят о зем­ном рае. Бержье приходит к заключению, что земной рай разрушен всемирным потопом.

      Бержье признает и существование небесного рая. О местонахождении его он отказывается сказать что-либо определенное. Впрочем, упоминает о Енохе, благоугодившем Богу и взятом в рай, о душе разбойника, вве­денной Спасителем в рай, о восхищении в рай святого апостола Павла.

      «Правду сказать, — говорит Бержье, — Иисус Хрис­тос сказал нам, что награда наша будет на небе» (Мф.23:30; 5:13). Далее западный писатель говорит: «Вера научает нас, что пос­ле общего воскресения души блаженных соединятся с телами их; но святой апостол Павел научает нас, что воскресшие и прославленные тела причастны естеству духов: следовательно они будут в таком состоянии, о ко­тором мы не можем составить себе никакого понятия».

О аде [228]

      О аде Бержье говорит пространнее и определеннее, нежели о рае. Сделаем из статьи его несколько извлече­ний.

      Выписка 1. «Ад — место мучений, в котором греш­ники, после этой жизни, подвергнутся казни за свои преступления. Итак, ад противоположен небу, или раю, где праведники получают награду за их добродетели».

      Выписка 2. «Еврейское шеол, греческое тартарос и адис, латинское инферпус и оркус, ад, выражают, в соб­ственном смысле, место низкое и глубокое, а по анало­гии (по подобию) гроб, местопребывание мертвых. Иудеи употребляли еще слово геенна или гегинон, — так называлась долина близ Иерусалима, в которой находилась печь, именуемая тофель; в этой печи исступ­ленные идолопоклонники содержали огонь, чтоб при­носить в жертву или посвящать детей своих Молоху (идолу). По этому поводу в Новом Завете ад часто назы­вается «геенною огненною, долиною огня».