The mysterious meaning of church rites

В этой преграде находятся двери; одни из них называются средними, другие южными, а третьи северными. Средние врата, прямо от престола ведущие во храм, называемые царскими вратами или святыми дверьми, особенно важны. Они называются царскими потому, что чрез них во Святых Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; называются святыми, потому что чрез них проносятся Святые Дары и чрез них позволено ходить только лицам освященным. За царскими вратами в алтаре находится завеса, передвигающаяся посредством шнуров с одной стороны на другую. Мы сказали о знаменовании открытия и закрытия завесы. Отверстие же и затворение царских врат имеет такое же значение, как открытие и закрытие завесы. Царские врата отворяются на богослужении для входов и выходов священнослужителей с кадильницею, с Евангелием, Святым Крестом и со Святыми Дарами, а также и без них, при торжественных выходах священнослужителей для совершения служб церковных и некоторых молитвословий.

Входы и выходы священнослужителей при богослужении имеют особые знаменования, и открытие царских врат при них означает иногда путь Христов, иногда открытие райских дверей, иногда вход в Царство Небесное.

Царские врата отворяются в начале всенощного бдения, и священник, вышедши чрез них, совершает каждение всего храма при пении псалма "Благослови, душе моя, Господа". Открытие царских врат в это время знаменует блаженное состояние прародителей в раю до грехопадения. После каждения и по окончании пения псалма царские врата затворяются, изображая тем, что чрез преступление Адама райские двери затворились для греховного человека.

На вечерне царские врата открываются для входа священнослужителей с кадильницею (а иногда с Евангелием, когда читается Евангелие). Иерей, совершающий вход в алтарь, изображает собою Спасителя, пришедшего на землю "с небесных кругов" для нашего спасения и опять восшедшего на небо и возведшего нас с Собою. Диакон, предшествующий священнику при входе, изображает Предтечу Христова.

Отверзаются царские врата на всенощном бдении для выхода на литию и благословение хлебов, а после этого затворяются.

На вечерне великой иерей говорит отпуст при отверстых царских вратах.

На утрене царские врата открываются пред пением полиелея и для чтения Евангелия.

На литургии отверзаются царские врата для входов малого и великого.

Таинственный смысл особенностей богослужений некоторых праздничных дней:

Значение ваий и зажженых свечей в праздник Входа Господня в Иерусалим

Скажем теперь о тех, полных глубокого, таинственного смысла особенностях, которыми сопровождается богослужение некоторых праздничных дней.

Такими ветвями, вследствие того, что неделя ваий бывает раннею весной, у нас обыкновенно служит верба, как начинающая зеленеть ранее других древесных растений. Перед каноном, на утрене, во время чтения псалма "Помилуй мя, Боже", священник совершает освящение вербы: трижды кадит кругом приготовленных ветвей вербы, читает составленную на этот случай молитву, окропляет вербу святой водою, и потом раздает ветви молящимся, которые должны тихо и с благоговением подходить к священнику для принятия их. С этими ветвями, украшенными восковыми свечами, верующие и стоят в храме до окончания богослужения.

Этот церковный обряд имеет глубокий внутренний смысл. В древности у евреев был обычай, по которому вождей, одержавших победу над врагами, прославляли, между прочим, тем, что встречали и провожали их с древесными, постоянно цветущими, ветвями. И Господа нашего Иисуса Христа после воскрешения Лазаря народ провожал от горы Елеонской в Иерусалим с зелеными пальмовыми ветвями как царя-победителя смерти. Подобно этому и мы в праздник Входа Господня в Иерусалим прославляем Господа как победителя смерти. Зеленеющие ветви вербы, по изъяснению Церкви, служат знамениями победы над смертью и воскресения Иисуса Христа и нашего общего воскресения. Общее воскресение, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвшл ecu Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения косяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Таким образом, зеленеющими вайями в праздник Входа Господня в Иерусалим мы прославляем Господа как победителя смерти и воспоминаем наше будущее воскресение.

И сами эти начинающие зеленеть ветви являются нам живым напоминанием и образом нашего воскресения. Зимою они были как бы мертвы, без жизни; смотря на них, кажется, трудно и вообразить, чтобы это безжизненное дерево могло опять ожить, зазеленеть и, однако же, всегда так бывает, и с наступлением весны дерево снова оживает, ветви снова зеленеют. И мы умрем, и для нас наступит смерть, эта суровая зима, но придет и наша весна всеобщего воскресения, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душою. Смотря на мертвецов, опуская тела их в могилу, трудно и представить себе, чтобы истлевшее их тело когда-либо ожило и восстало, и, однако же, так будет: Бог тленное облечет в нетление и мертвое соделает бессмертным. Так начинающие зеленеть ветви вербы напоминают нам о нашем будущем воскресении.