The mysterious meaning of church rites

Крестные ходы совершаются при торжественном колокольном звоне, который, призывая всех, ближних и дальних, к принятию участия в священном шествии или же к достойной встрече его, вместе выражает торжество Креста Христова, некогда гонимого и преследуемого, а теперь величественно носимого, окруженного сонмом верных, которые следуют за ним, как воины за своим знаменем.

Святое Евангелие вместе со святыми иконами предносится в крестном ходе в знамение того, что оно есть светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс. 118, 105) всюду, куда бы она ни была направлена, и что лучшим проводником своих молений ко Господу Церковь Христова почитает святых угодников Божиих.

Пред святыми знамениями христианства воскуряется фимиам, таинственно напоминающий, что это благоухание христианское должно распространяться во всяком месте (2 Кор. 2, 14, 15).

Когда вся святыня износится из храма на крестный ход, тогда, очевидно, она освящает собою все в нерукотворенном храме Божием, храме природы.

Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. Прежде всего в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии - воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Воздух, например, очищается благоуханием, исходящим к нему из церковного кадила, иногда же от чудотворных икон, колебанием в нем священных хоругвей, окроплением его святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход, наконец священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, - от огня, горящего пред святыми иконами. Водная стихия освящается в реках, источниках или колодезях погружением в нее Животворящего Креста Господня. А когда все эти стихии в высшей степени рассвирепеют против земнородных за их грехопадения, когда станут сильно карать нас, грешных, по Божию повелению и попущению, тогда Православною Христовою Церковию совершаются и особые крестные ходы для утишения стихий. Как же благодетельны после этого для самого здравия нашего, для внешнего благополучия священные крестные ходы!..

К совершению крестных ходов побуждают нас и естественные требования сердца нашего. Злостраждет ли кто из вас, - учит Слово Божие, - пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13); ибо от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34). Отсюда во время особенного избытка в сердце человеческом чувствований - печальных или радостных - открывается для человека потребность в особенном молитвенном обращении его ко Всевышнему, соединенном и с особенным выражением внешним.

А таково и есть богослужение во время наших крестных ходов, обыкновенно совершаемых открыто и всенародно во времена общественных бедствий и скорбей или по случаю общественных событий радостных.

И если учение Христово и природа человеческая заповедуют нам радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15), то чем лучше мы исполним эту заповедь, как не участием в торжественных собраниях Церкви Божией воинствующей? И что, наоборот, делает христианин, с предубеждением взирающий на священные крестные шествия, уклоняющийся от них? Он, говоря вообще, не расположен ни быть членом Церкви воинствующей, ни радоваться с радующимися, ни плакать с плачущими, он - мертвый член живого тела, сухая ветвь на зеленеющем древе.

К совершению крестных хождений побуждает, далее, христианина и великая благотворность их: крестными ходами поддерживается и развивается в нас дух веры и благочестия. И чем лучше мы привлечем на себя радостный и милосердый взор Отца нашего Небесного, как не соборным молением града или веси (селения) во время крестных ходов? Столько рук воздевается к небу, столько умиленных гласов возносится к Живущему на небеси, столько сердец жаждет благословения и благодати Божиих! Неужели Господь не услышит молений избранных Своих, вопиющих к Нему? Подлинно, особенно во время крестных ходов мы собираемся, скажем словами древнего христианского писателя Тертуллиана, вместе для того, чтобы наподобие некоего воинского отряда со всех сторон сделать к Богу приступ молитвами. Потому-то крестные ходы, по какому бы случаю они ни совершались, всегда бывают благотворны для верующих. Совершаются ли, например, ходы эти в случае важных начинаний общественных? Воссылаемая во время их молитва утверждает начинающих в благих ожиданиях и низводит на них благословение и помощь свыше, при которых и трудное становится легким, и по-видимому невозможное - возможным...

Совершаются ли крестные ходы торжественные в благодарственное воспоминание древних избавлений и особенных милостей Божиих? Ходы эти усиливают в сердце христианина чувства благодарности к общему всех Благодетелю Богу: священными крестными шествиями Святая Церковь побуждает потомков лобызать верою и любовию ту всещедрую Десницу, которая, за много лет доселе благотворив народу или граду, не перестает благотворить им и в последующее время; а побуждая потомков к благодарственному воспоминанию о благодеяниях Божиих, явленных их предкам, она подвигает Господа продлить милости Свои к живущим на земле благодарным чадам, и, таким образом, упрочивает благоденствие последних.

Отсюда вытекает для нас священная обязанность как с усердием посещать крестные ходы, так и присутствовать на них со всяким благочестием, благоговением, в молитвенном настроении, чтобы чрез то могущественнее и богоугоднее была молитва наша в храме природы, чтобы неверные и иноверные, смотря на наши крестные шествия, могли, как некогда желал этого и святой апостол, павши ниц поклониться Господу Богу нашему и сказать: истинно с вами Бог (1 Кор. 14, 25).

© Таинственный смысл Церковных священнодействий. - М.: Отчий дом, 1996, (подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). По изданию "Таинственный смысл символических священнодействий". - Москва, Синодальная Типография 1906.