Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Архиерейское благословение Возложение руки на главу посвящаемого Вторая молитва

Чтение посвящаемым Апостола Снятие фелони

III

Архиерейское благословение Благословение стихаря над крестом Облачение в стихарь Назидание об обязанностях чтеца Произнесение слов благословения в стихарь Вручение лампады (подсвечника со свечей)

3. Идейный смысл священнодействий чина

Литургические священнодействия посвящения в должность чтеца и певца совершаются до Литургии посреди храма и начинаются по облачении архиерея. В первой молитве посвящения архиерей просит Бога украсить свещеносца нескверными и непорочными одеждами, просветить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни.

Священнодействие пострижения, по объяснению святого Симеона Солунского, означает посвящение. «Власы суть цвет всего тела». Пострижением их «человек приносит Богу начатки» всех своих действий на ниве Божией.

В знак посвящения Богу и отличия от простых верующих посвящаемый облачается в короткую фелонь, которую Симеон Солунский называет «начатком священных одежд».

Во второй молитве о ставленнике просит Господа Вседержителя освятить посвящаемого, как Своего избранника, и даровать ему со всякою Премудростию и разумом совершать поучение и чтение Божественных Писаний в храме Божием, сохраняя его в непорочном жительстве.

Возложение руки епископа на голову постриженного и одетого в малую фелонь чтеца при чтении второй молитвы, по объяснению Симеона Солунского, есть видимый знак покровительствующей силы Божией и сообщения благодати посвящения.

Чтением отрывка из Апостола всенародно свидетельствуется начало разумного служения в Церкви. Святость этого служения подчеркивается облачением чтеца в стихарь, который с древнейших времен именуется одеждой славословия. В этой одежде обычно изображаются святые ангелы, славословящие Господа на Небесах.

Поучение об обязанностях чтеца (из Архиерейского Чиновника) говорит о звании чтеца как о «первой степени священства». Чтец отныне обязан прочитывать на богослужении Божественные Писания для назидания слушающих, иметь целомудренную и праведную жизнь. Поскольку поставляемый приемлет звание «свещеносца», архиерей, произнося: «Благословен Господь. Се бысть раб Божий (имя рек), чтец Святейшия Божия Церкве (имя рек), во Имя Отца и Сына и Святого Духа», вручает ему лампаду (подсвечник со свечей). С возжженной свечей чтец стоит во время совершения Литургии перед архиереем у иконостаса.

Обычно в день посвящения чтец причащается, но не в алтаре, а, как мирянин, на солее.

Посвящение в иподиакона

1. История возникновения чина

В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.

По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.