Sacraments and Rites of the Orthodox Church
Преклонение ставленником колен пред святым престолом Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев Тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй) Чтение Патриархом двух молитв Чтение первым и вторым митрополитами ектении Облачение в архиерейские одежды Приветствие и целование архипастырей Участие в божественной литургии «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия Осенение народа свечами
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
Вручение архипастырского жезла Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею Вручение жезла Архипастырское благословение народа3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа
По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса - что все и означается первым входом, -после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой
279
песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних».279
Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.
В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.
Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».
По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».
Возведение в чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита
1. Возникновение хиротесий в священные чины (протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита)
С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд - хиротесию, основными литургическими элементами которого были благословение, руковозложение, молитва и наречение.