Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Церковь ежедневно приносит молитвы Богу о плавающих и путешествующих, потому что они подвержены большей опасности в пути и особенно нуждаются в помощи Божией. Помимо этой ежедневной молитвы Церковь совершает особый «Чин благословения в путешествие (в путь шествующим)». Перед отправлением в путь коленопреклоненно молились апостолы (Деян. 21, 5). Благословляя путешествующих, Церковь молится Господу, Который есть «путь и истина» (Евангелие чина), чтобы Он простил им вольные и невольные грехи, сопутствовал им в пути, как некогда Евангелисту Луке и Клеопе в Еммаус, послал им ангела хранителя, как некогда Исааку, Товии. Она просит Его избавить плавающих от потопления, как некогда апостола Петра и прочих апостолов (Мк.

4, 35- 41). Чтением Апостола Церковь внушает отправляющимся в путь, что они постоянно должны исполнять волю Божию и заповеди Его. Евнух царицы Кандакии в пути читал Слово Божие и крестился (Деян. 8, 26-39). А чтением Евангелия напоминает, что путешествие должно совершаться для пользы, а не для тщеславия (Ин. 14, 10), чтобы двигаясь по земному пути, они шли и по стезе заповедей Божиих.

Заботой о путешествующих проникнут и «Чин благословения нового корабля или ладии». Подобно апостолу Павлу, который перед вступлением на корабль на берегу усердно молился Богу со всеми учениками, Церковь, благословляя новое судно, взывает к Господу о помощи и покровительстве. «Боже отцов наших, - молится она, - Ты заповедал Ною рабу Твоему построить первый корабль для спасения мира; Ты благоволил, чтобы корабль, состоящий из многих дерев и могущий распасться, был как едино древо - крепкое и нерасторгаемое, Тебе угодно было Самому некогда править этими бездушными древами: Ты Сам и ныне, Владыко, и сей корабль (или ладию) соблюди, и даждь ему Ангела блага, мирна; хотящии плыти в нем сохрани, даждь им в своя отъити здравым...

Сильной и выразительной песней пророка Давида Церковь ободряет и наставляет чад своих: «Исповедятся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Пс. 106, 1); «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: да Вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его» (Пс. 106, 31- 32).Близким по содержанию к этим чинам является и «Чин благословения хотящим по водам плыти». Как Бог в Своей славе и чудесах особенным образом открывается на водах, так и человек, оказавшийся во власти морской бури или попавший в кораблекрушение, яснее осознает свое внутреннее состояние и отчетливее начинает понимать, есть ли у него живая вера, чистая любовь, глубокое упование на Бога. В минуты смертельной опасности для человека ему помогают избежать печальной участи молитвы за него родных и близких. Святой Григорий Богослов свидетельствует, что он не утонул во время бури благодаря молитвам отца и матери. «Я страдал на водах, - говорит он, - со мною страдали и родители, в ночном видении разделяя мое бедствие. Они с суши подавали помощь, своею молитвою как бы заговаривая волны, о чем узнал я, когда впоследствии, по возвращении, высчитал время моего избавления» (Слово 18, в похвалу отцу). Перед выходом судна в плавание Церковь обращается с молитвой к Владыке Господу Иисусу Христу, Который по водам ходил, как по суше, запретил бурю и успокоил волны морские. Она просит Его не оставить в плавании рабов Своих, быть им Кормчим, воздвигнуть благовременные ветры к благополучному возвращению их, и, как апостола Петра спас от потопления и от всех видимых и невидимых вражеских наветов, так избавить от бед всесильною Своею десницею рабов Своих, давая им благодать во всех делах, и соблюдая корабль их целым и невредимым.

Церковь, стремясь помочь родителям в правильном воспитании и образовании детей, благословляет и освящает начало и продолжение учебы их Словом Божиим и молитвою. В «Чине благословения отроков во училище учитися идущих» говорится о том, что начало всех наших деяний должно совершаться с молитвами и что премудрость можно получить только от Совершенного Источника премудрости - Бога, а начало премудрости - это страх Божий. Поэтому родители, стремящиеся научить своих детей учению Божественных Писаний, должны начинать с церковных молитв о благословении, ибо сеющие с благословением - с благословением и пожнут.

В «Последовании, егда приходит отроча учитися Священным Писанием» Церковь молится ко Господу, о Котором говорили некогда, во дни Его земной жизни: «Как Он знает Писания, не учившись» (Ин. 7, 15) и от Лица Которого Давид говорит: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12) и Который дал Соломону премудрость. Она призывает Господа ниспослать отрокам духа премудрости и разума, открыть ум и уста к принятию, разумению и памятованию добрых и душеспасительных учений, в сердце всадить страх Божественный и тем отогнать от них «буесть юности», даровать им успехи в достижении премудрости, чтобы они росли во славу Божию, в радость и утешение родителям и во утверждение Церкви. После молитвы священник, по примеру Иисуса Христа, некогда возлагавшего на детей руки иблагословлявшего их, возлагает на отроков, молящихся перед началом учения, свои руки и благословляет их.

В «Последовании об отроках неудобоучащихся» Церковь молится Господу, просветившему некогда Своих учеников и апостолов сошествием на них Святого Духа, научившего и просветившего святого первомученика Стефана так, что «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 10). Она просит Его просветить и сердце отрока «неудобоучащегося», призывая и тех святых, которые проявили особенную ревность и прилежание к христианскому просвещению, а именно, апостола Матфея, который с детства учился книгам и разумению закона, святого мученика Агапия, который в различные времена многое дерзновение во исповедании Имени Христова показал, Прокопия, научившего двенадцать жен святой вере и божественной любви ко Христу, Филиппа, страдавшего с женою и детьми за Христа.

Своим предстательством и молитвами к Богу, Который дает «крепость людям Своим» и благословляет «люди Своя миром» (Пс. 28, 11), Церковь «умиряет» враждующих и таким образом восстанавливает, освящает и укрепляет наши взаимные отношения любви и мира с ближними. Молитва и исполнение заповедей Божиих по непосредственному откровению Божию во все времена, начиная с древнейших, - лучшие средства к победе над врагами и заключению с ними мира. Господь сказал: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,... будете прогонять врагов ваших и падут они пред вами от меча. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут, враги ваши пред вами от меча» (Лев. 26, 3, 7-8). «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,... обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами» (Лев. 26, 14, 17). Молитвою Моисей победил Амалика в пустыне, Иисус Навин молитвою разрушил стены Иерихонские. Царь Давид молился Господу о победе над врагом: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. Возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч и прегради путь преследующим меня... Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель» (Пс. 34, 1-3, 8). Цари Константин и Феодосий никогда не начинали битву против врагов без молитвы. В нашем отечестве с древних времен во время брани богомольные грамоты предписывали, чтобы «в церквах по вся дни пели молебны соборне и по кельям молили Всесильного Бога». В чине «молитвы, умиряющей сущих во вражде» Церковь исповедует и надеется, что Господь услышит молящихся и укрепит их силою к одолению врагов. В чине «Молебного пения во время брани против сопостат, находящих на ны» Церковь побуждает нас молиться не только о победе над врагами, но и о прощении нам грехов, ради которых Бог попустил нашествие на нас врагов наших.Церковь с древних времен совершает «Последование благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием». «Да будет известно каждому христианину, -говорится в начале этого последования, - что мы должны обо всем необходимом для нашей телесной и душевной пользы в домашней молитве и в церкви просить у Бога -

Подателя всех благ, также и за всякое полученное нами благодеяние от Бога благодарить Его в своей домашней молитве и всенародно благодарить Его в храме как Благодетеля нашего и просить иерея воздать благодарение Богу». Такое внушение Церкви, которое она делает своим чадам, основано на Слове Божием, повелевающем за все благодарить Бога (1 Кор. 10, 31). Принося благодарение Господу за благодеяния, Церковь просит Его принять милостиво наше благодарение и благоутробно помиловать нас.

3. Чинопоследование молебна общего

(по Часослову с. 176)

I часть

«Благословен Бог наш...» Обычное начало