Sacraments and Rites of the Orthodox Church

В-третьих, малое освящение храма бывает после осквернения его насильственной смертью в нем человека или человеческой кровью, рождения или смерти в нем животного, по закону Моисееву нечистого и нежертвенного. Ибо смерть есть следствие греха, и рождение, как проводник греха, есть нечистое и оскверняющее (Числ. 19, Лев. 12). В Большом Требнике содержится особая молитва (гл. 42) «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» (т.е. насильственною или внезапною смертью). Та же самая молитва читается, как сказано в Требнике, когда «церковь осквернится смертию или рождением в ней животного». Об этой молитве в Требнике сказано, что она «глаголется во входе прежде обычного», т.е. произносится при входе в храм прежде молитвословий, произносимых обычно священником при входе в храм перед совершением Литургии.

Святая Церковь всякое осквернение храма считает наказанием за грехи наши, а поэтому при обновлении храма просит помиловать нас и обновить дух наш.

6. Освящение принадлежностей храма

При великом и малом освящении храма освящаются и все принадлежности храма. Когда в храм поступают новые или поновленные церковные вещи и принадлежности, бывает особенное освящение их. В Дополнительном Требнике излагаются чины на освящение служебных сосудов - всех вместе или отдельно - дискоса, чаши, звездицы, лжицы, покровов, а также кивота для Святых Даров, илитона, индитии, священнических одежд, Креста, икон Святой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы, праздников святых, церковных сосудов - кадильницы, анафорного блюда, кивота для мощей и проч.

Освящение совершается в храме. Перед церковными вратами поставляется покрытый стол, на котором полагаются предметы, предназначенные к освящению. Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницей. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возгласом «Благословен Бог наш», затем читается «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), а при освящении каждого рода вещей читаются особые тайные молитвы и соответствующие псалмы.

Как сказано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы, освящение Креста и икон совершается «молитвою, кроплением святой водою, поклонением и целованием».

При благословении и освящении икон Господних возносится молитва Г осподу, воспретившему некогда творить Себе образы и подобия для избавления избранного Израиля от прелести идолослужения и для неотступного пребывания в познании и служении истинному Богу и повелевшему устроить в скинии и храме Соломонове подобия и образы херувимов и чтить их поклонением, каждением и молением, а впоследствии пославшему Единородного Сына Своего, Который, приняв вид раба и будучи в подобии человеческом, подобие пречистого Своего образа нерукотворно изобразил и послал Авгарю, царю Едесскому, - благословить и освятить иконы Господа и подать им целебную силу и исполнить их благословения и крепости Нерукотворенного образа.

При благословении и освящении икон Богородицы читается молитва ко Господу, воплотившемуся от Приснодевы Марии и Своим рождеством из Нее соделавшему ее предстательницею, помощницею и молитвенницею всем верным, о благословении и освящении иконы Ее в честь и память Ее и подаянии ей силы и крепости чудотворного действия.

При благословении икон святых произносится молитва о благословении образов в честь и память святых друзей Божиих, обращенная ко Господу, повелевшему в древности сотворить подобие херувимов и ныне образы и подобия святых приемлющему, чтобы верные, взирая на них, прославляли Бога, их прославившего, и стремились подражать житию и делам их, - Господу, создавшему человека по образу и подобию Своему, преслушанием же первозданного растленному, и вочеловечением Христа, принявшего вид раба, обновившему его (человека) и в первое достояние во святых Своих приведшему, чьи изображения мы благочестно чтим, святых, которые являются образом и подобием Божиим, а почитая святых, чтим и Бога как Первообразного.

По чину освящения Креста читаются 131, 59, 98 псалмы; при освящении иконы Святой Троицы читается 66 псалом, иконы Спасителя - 88, иконы Богородицы - 44, иконы святых - 138. При освящении сосудов предписано читать псалом 22, кивота - 131, илитона - 110, священнических одежд - 132, индитии - 92, церковных сосудов - 25. После чтения псалмов произносится «Слава», и ныне», «Аллилуиа» (трижды).

Затем священник кропит святой водой каждый из освящаемых предметов, говоря при этом: «Освящается (название предмета) сей (сия) благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея освященныя во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». После этого при освящении икон поются тропари и кондаки в честь изображенного на иконе (праздника или святого) и бывает отпуст.

На освящении Евангелия молитв не положено, ибо оно свято как Слово Божие. Однако освящается вновь сделанный или поновленный оклад (переплет) к нему по чину освящения икон Спасителя и святых.

Для освящения срачицы на престол и опоясывания ее новою вервию особого чина не положено. Новая срачица освящается по чину освящения индитии, с тем, однако, отличием, что читается не 92 псалом «Господь воцарися, в лепоту облечеся», положенный при освящении индитии, а 131 «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его», который поется при надевании срачицы на престол во время освящения всего храма. Облачение престола в новую срачицу сопровождается простым опоясыванием его вервию, как указано при освящении храма священником, а не крестообразным обвязыванием, даже в том случае, если бы раньше, при архиерейском освящении храма, престол был обвит вервию крестообразно. Облачение престола в новую срачицу может совершаться только по благословению архиерея.

7. История чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви