Sacraments and Rites of the Orthodox Church

9.Освящение приготовленного Мира

Из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря «Благословен еси, Христе Боже наш...» поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр - сосуд, в котором хранится освященное Миро, хранимое в Церкви по преемству от апостолов с добавлением в него от каждого сосуда нового освящения - и поставляется на жертвеннике.

На Божественной Литургии в Великий Четверг во время великого входа сосуды с Миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея Патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола.

По возгласе Литургии «И да будут милости Великого Бога...» Патриарх освящает Миро.

Схема чина освящения Мира

Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» Диакон: «Вонмем. Господу помолимся»Священнослужители в алтаре: «Господи, помилуй»

Молитва освящения, читаемая Предстоятелем

«Мир всем», Певцы: «И духови твоему»

Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните»

Молитва, тайно читаемая Предстоятелем

Троекратное благословение Патриархом каждого сосуда с новоосвященным миром

Добавление в каждый сосуд из алавастра от древнего святого Мира и пополнение алавастра новоосвященным Миром

10. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословий чина Миропомазания

В Таинстве Крещения человек молитвословиями и священнодействиями Святой Церкви изводится «из (духовной) тьмы в чудный...свет» (1 Петр. 2, 9) Христов. Господь восполняет через него число «людей, взятых в удел» (1 Петр. 2, 9) домостроительства спасения Сыном Божиим. Это «взятие», посвящение новокрещенного члена Церкви совершается в Таинстве низведения Святого Духа на крещаемого - Миропомазании.

Со времени Святой Пятидесятницы Божественный дар Святого Духа подается каждому вышедшему из купели Крещения. И все, к чему прикасается Дух Святой, получает печать бесценного сокровища, отблеск вечного света, отображение действия Божия. Уму человека Он сообщает дух премудрости, в сердце отверзает источник новой, святой жизни. С Его помощью познает человек дух смирения и дух силы, облекающий его «во всеоружие Божие» (Еф. 6, 11). Им он познает достоинство истинного последователя Христова (Флп. 4, 13), как друга Божия, которого любит Господь (Прем. 7, 27-28). Все это в совокупности являет собой дар Святого Духа, открывающий «закон Бога (Слова) в его сердце» (Пс. 36, 31). Этот дар не замедлит в дальнейшем обнаружиться в стремлении идти тесным путем самоотвержения, «распиная плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24) и делами добра являя существо веры, как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

Таинство Миропомазания делает крестившегося обладателем духовной красоты, причастником «святости, и Света Невечерняго, и Божественной Жизни, и благоуханнейшего раздаяния даров Духа» (канон на повечерии Дня Святого Духа, песнь 6-я). «Дух Святый, - пишет священник Павел Флоренский, - есть высшая мера святоносного одеяния духовной личности, Красота и Источник Красоты, все Собою

103

украшающий»100 .

Поэтому в Миропомазании новый член Церкви не только внутрь приемлет Духа, но и вовне окружается Им, облачаясь с этого времени как бы в особую духовную одежду, как бы входя в «подвижное жилище», покрывающее, защищающее и охраняющее человека.

Эта одежда знаменует особое его достоинство, будучи не чем иным, как «оболочкой славы», световым окружением существа, просвещенного Духом Святым.104

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Дух Святой связывает омертвелые добродетельные действия жилами духовной силы и соединяет любовью с Богом... и тогда делает и нас послушными «возводить взоры к благодати Духа, вдохновляющей свыше и наполняющей сердца верных, и самому персту Божию, ударяющему по струнам ума и возбуждающему нас говорить» как музыкальный