«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1:5. Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

Евангелие Христа как книга не смогло бы осуществить спасения мира, и даже не дерзнуло бы быть названным благовестием. Оно становится благовестием только благодаря Богочеловеку Христу, Спасителю мира, поскольку только Спаситель спасает Своей Богочеловеческой личностью и Божественной силой. Оно является Евангелием, только когда содержит в себе богочеловеческую и спасительную силу. Но ни одно человеческое слово не может выразить Богочеловека Господа с Его бесконечными божественными совершенствами, поэтому всю истину о Нем выразил первым святой евангелист Иоанн Богослов, сказав, что Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, чт!о в человеке (Ин. 2, 25).

Что такое Евангелие Христово? Это Сам Богочеловек Христос с Его подвигом спасения, изложенным в словах Евангелия. И слова эти спасают лишь тогда, когда полностью проникнуты богочеловеческой силой Христовой, которая и совершает спасение верующих в Него. Когда же эти слова лишены богочеловеческой силы Христа, то они не спасают, не приводят ко спасению. Поэтому Евангелие основано не на убедительных словах человеческой мудрости, а на явлении силы Божией (см.: 1 Кор. 2:4). И не только это. Для спасения человеческого духа от всего греховного, смертного, диавольского необходимо, чтобы Святый Дух соединился с человеком, поскольку только Всесвятый Дух Своей святостью освящает человека, изглаживая из него все плохое, нечистое, греховное, оскверненное и очищая всю его душу, все сердце, всю совесть, все тело и все чувства.

Нет ничего печальней для Святаго Духа, чем грех, когда он господствует в человеке, поскольку человек создан духовидным, чтобы стать жилищем Святаго Духа. И человек становится таким жилищем только через веру в Господа Иисуса Христа, ради которой дается Святый Дух вместе со всеми всесвятыми силами, которые спасают от каждого греха, от всего греховного.

Своим Евангелием дивный наш Господь желает лишь одного – даровать нам через веру божественные силы Святаго Духа, которые соделывают нас новыми людьми, подобными Господу Иисусу Христу и Святому Духу, Его чистотой, святостью и праведностью. [Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).]

Как через грех мы стали чужими Богу, так спасением становимся близкими Ему. Как нам из–за греховности нашей все Божие стало чуждым, так и через вочеловечение Господа Иисуса Христа все Божие стало нашим: и вечная истина, и вечная правда, и вечная любовь, вечная жизнь и блаженство!

Поэтому и Евангелие, которое во всем является богочеловеческим, становится нашим – посредством Его человеколюбия и нашей любви ко Христу. Итак, христоносный апостол Павел благовествует фессалоникийцам, что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе (1 Фес.1:5).

Со всеобъемлющей верой своей и любовью ко Христу апостол Павел весь становится Христовым, так что уже не ощущает себя в себе, а живет в нем весь Господь Иисус Христос: Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:19–20), так что и Евангелие Спасителя с его чудностью, богочеловечностью и чудотворством становится его достоянием. Итак, все его существо исполнено Евангелием: истиною Евангелия, вечностью и силой Евангелия, поэтому он не хочет ничего другого, кроме Евангелия. Огонь его веры во Христа и любви ко Христу, питаемый его учением о Евангелии Христовом, возжег пламя в сердце. И цель его состоит в том, чтобы этим огнем зажечь наши сердца, тогда этот огонь станет нашим, и в нем мы увидим себя, нашу богоданную природу. Апостол делает этот огонь нашим своей херувимской ревностью, каждым словом и дыханием. Он настолько утвержден в истине евангельской, правде и вечности, что каждое его слово пронизано благодатным сиянием. Вы придете к такому заключению, если исследуете душу Павла, все его существо, каждое слово его Евангелия – да, его Евангелия, поскольку своей верой, любовью, молитвой и постом он соделал настолько своим Евангелие Спасителя, что нет никакой разницы между ним и Евангелием Христовым. Посредством благодати он полностью соединил себя с Господом и Спасителем нашим. Это должны были почувствовать и христиане Фессалоник во время его краткого пребывания у них. Святой Апостол напоминает им это, написав: Как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами (1 Фес. 1:5), ради вашего спасения.

Ведь как можете вы достичь спасения без Спасителя? И как уверуете в Спасителя Христа без нашей проповеди Его Евангелия? И как уразумеете Евангелие Христово без помогающей силы Божией? И как полюбите его и спасетесь через него без Святаго Духа?

Мы ничего другого не желаем вам, кроме спасения вашего, которое для человека составляет вечную радость.

1:6. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостию Духа Святаго.

Вы почувствовали, что наше благовестие является единственным и нетленным благовестием о человеческой сущности. Это вы почувствовали с помощью чудодейственной силы Богочеловека Христа и действием Святаго Духа и через нашу убежденность и веру вы стали подражателями нам и Господу. Как это произошло? Посредством Святаго Духа, Его божественных сил, Святых Таинств и добродетелей. Мы, как и вы, имеем ту же человеческую природу, земную и телесную, и ту же богоданную душу, небесную и святую. Наше существо простирается на два мира: небесный и земной. Потому можем мы стать подражателями воплотившемуся Господу, что наша душа ведет свое происхождение от Него. И еще потому, что Господь стал человеком и даровал нам все Свои божественные силы. Естественно для души, по причине ее происхождения, быть подражательницей воплотившемуся Господу Иисусу Христу, и это значит: жить Его божественной правдой, Его вечной истиной, Его святой любовью, Его жизнью. Так человек, христианин, сможет достичь цели своего существования: богоподобия и совершенства, прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13).

Все Евангелие Спасителя есть не что иное, как призыв к подражанию вочеловечевшемуся Богу и Господу (см.: Кол. 1:10; Флп. 1:27; 1 Фес. 2:12), поскольку христианство есть подражание воплотившемуся Богу с помощью Святых Таинств и добродетелей. Это подражание Богочеловеку, а не человеку, и не какое–то внешнее подражание, а целостная жизнь в Господе Иисусе Христе с помощью богоданных Святых Таинств и добродетелей. И эта жизнь осуществляется всей душой, всем сердцем, всем разумением и всем существом человека! В этом подражании, в этой жизни во Христе нет ничего поверхностного, внешнего и фарисейского! В нем все человеческое существо пронизано святостью Таинств и добродетелей, и человек, живя этими евангельскими богочеловеческими истинами, возрастает от силы в силу, преображается из человека в богочеловека по благодати. И хотя подражатель Христов остается в пределах человеческой природы, но весь исполняется богочеловеческими силами Христа, божественной Его истиной, правдой и любовью, вечной жизнью и бессмертием, – и так без конца возрастает, всегда имея перед собой образ дивного Господа и Бога, Спасителя нашего Богочеловека Христа. В Нем нам дан вечный пример подражания. Он всем Своим Божеством вмещается в Своем человеческом теле, так как в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Он по Своей человеческой природе – праведный, совершенный Человек, а по Своей божественной природе – Праведный Совершенный Бог. А мы, христиане? Мы по нашей человеческой природе – праведные люди, а посредством Святых Таинств и добродетелей достигаем святости. Мы не являемся богами по существу, но становимся богами по благодати. В этом состоит все бесконечное отличие между нами и Богочеловеком, Господом Иисусом Христом. Ничего неестественного и противоестественного, а также ничего сверхъестественного не требует от нас вочеловечившийся Бог и Господь Иисус Христос, когда дает нам как цель нашей жизни заповедь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48), поскольку для нашей боговидной человеческой души естественно жить божественной истиной Христовой, Его правдой и всеми Его совершенствами. И таким образом все наше естество исполняется Богом через непрерывное подражание Ему, вочеловечившемуся Богу, во Святом Духе и через Святые Таинства и богочеловеческие добродетели.

По ясной и определенной заповеди святого вечного Евангелия Богочеловека мы должны подражать Богу, и это стало земной реальностью из–за вочеловечения Бога Слова. Став человеком, Господь обожил человеческую природу, так что мы, живя в Боге, достигаем обожения и спасения. Обожение изгоняет из человека всякий грех, всякую смерть, всякую нечистоту с помощью божественных сил, сокрытых в Святых Таинствах и добродетелях. Нам даровано вочеловечение Христово, чтобы мы достигли обожения. Бог стал человеком, чтобы обожить человека, – это центральная мысль творений богоносных и богомудрых Отцов: Афанасия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы.