Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS

1. Лот оказывает гостеприимство двум Ангелам.

1. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.

“И пришли те два Ангела в Содом вечером…” Повествование этой главы служит непосредственным продолжением предшествующей: те два Ангела или мужа, о которых сказано, что они после полуденной трапезы у Авраама пошли в Содом (18:1 и 22), теперь, к вечеру того же самого дня, достигли цели своего путешествия, т.е. подошли к воротам Содома.

От Мамре, по дороге на Беэр-Шеву, потом, не доходя 10 километров до нее, поворот на восток, через Арад, по старой исторической дороге – всего около 90 километров до Содома, (иначе – через горы, напрямик, километров 50) – пешком ТЕ ЖЕ Ангелы в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЛИКЕ никак не могли дойти с полудня до вечера. Скорее всего, эти ангелы тоже направились в Содом, но прибыли туда к утру, когда начались ужасные события. А к Лоту пришли два других Ангела.

В славянской Библии – “Приидоста же два Аггела в Содом в вечер” – “пришли два Ангела в Содом вечером.” В русском варианте сделан акцент на словах “те два Ангела.” Цель такого акцента очевидна – еще раз попытаться убедить читателя в том, что третий Ангел и был Всевышним в образе земного человека. Видимо, подобное уточнение присутствует в еврейском тексте.

“Лот сидел у ворот Содома…” Ворота города, по обычаю древнего Востока, были тем же самым, что “агора” у греков, или “форум” у римлян, т.е. общественным местом свидания и прогулки жителей города, а также центром всех судебных и торговых дел (23:10;[632] 34:20;[633] Втор. 21:19;[634] Руфь 4:1-2;[635] Притч. 31:23[636] и др.).

2. и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

“Лот увидел и встал, чтобы встреть их и поклонился лицом до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего… и умойте ноги ваши.., сильно упрашивал их.., Он сделал Им угощение и испек пресные хлебы…”Все поведение Лота в отношении к проходящим двум странникам изображается здесь приблизительно теми же самыми чертами, как и гостеприимство Авраама в предшествующей главе (18:2-8). Отсюда видно, что племянник в высокой степени унаследовал от дяди его страннолюбие и гостеприимство, за что он похваляется и ставится в пример для нашего подражания и у Апостола Павла (Евр. 13:2[637]).

4. Нечестивые содомляне поражаются слепотой.

4. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом

“городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ… окружили дом…”Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, – Мк. 16:5;[638] ср. 1 Цap. 29:9;[639] и др.) успел распространиться по городу, и вот жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями (5 ст.), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.

5. и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.