Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS

Весь этот эпизод встречи Елиезера с Ревеккой бытописатель изображает очень живо и совершенно в тех же самых чертах, какие заранее пророчески были предусмотрены и открыты ему Богом.

21. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.

“Человек тот смотрел на нее с изумлением…”Это изумление было вполне естественным и понятным психологическим состоянием Елиезера, который был положительно поражен таким удивительным совпадением факта с его молитвою о нем.

“желая уразуметь, благословил ли Господь путь его…”“Он вникал в происходившее, дабы лучше увериться в том, что точно Промысел ответствует на его прошение” (Филарет).

22. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;

“взял золотую серьгу…”По-еврейски nezem, что означает золотое кольцо, которое продевалось или в уши в качестве серьги (35:4[772]), или в нос (Ис. 3:20;[773] Притч. 11:22;[774] Ос. 2:13[775]). Из последующего видно, что это было скорее всего носовое кольцо (47 ст.).

“весом полсикля…” Денежные знаки, независимо от своей стоимости, имели еще значение и единиц веса.

23. Обнаруживает свою высокое происхождение.

23. (и спросил ее) и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?

“чья ты дочь?…”Своим вопросом Елиезер хотел, очевидно, окончательно удостовериться, действительно ли эта девица и есть избранница его господина.

24. Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.

25. Приглашает его в дом своих родителей.

25. И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.

26. Слуга благословляет Бога.

26. И преклонился человек тот и поклонился Господу,

“И преклонился человек тот и поклонился Господy…”Получив это последнее удостоверение, Елиезер убедился, что его миссия окончена и в порыве горячей благодарности, он молитвенно преклоняется пред всемогущим Промыслителем.

27. и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего,

28. Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.

29. Посредничество Лавана.

29. У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.

“в доме матери своей. У Ревекки был брат, именем Лаван…”“Есть много оснований думать, что отец Ревекки – Вафуил уже умер, и что поэтому здесь назван дом не отца, а матери. С этим согласно и все течение рассказа, в котором Лаван играл первенствующую роль, заменяя, по всей вероятности, отца своего” (см. 53 ст., Властов).