ыук

1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;

Пророк произносит пророчество в виде обличения. Шатанием называет неразумную гордыню. Языцы – неверующие в Бога, а людие – иудеи, злоумышляющие умертвить Безсмертного. Поучишася тщетным – замыслили пустое. Вскую – т.е. почему, откуда такая ненависть ко Спасителю? (Афанасий).

2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

Царие земстии – Ирод, Пилат; князи – книжники, фарисеи. На Господа – Бога Отца и на Христа Его – Сына Божьего, Которого Отец поставил царем над всеми языками (Афанасий).

3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи, и за неверие свое рассеяны по всей вселенной (Златоуст).

4 Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

Посмеется сказано вместо возненавидит и возгнушается. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое через ноздрю, в уничижение высокомудрствующих о себе (Афанасий).

5 Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.

Исполнившееся на деле истолковало это пророчество – ибо римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло Храм, большую часть из них предало смерти, а оставшихся в живых пленило и поработило. Гнев Божий и ярость Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за все, неправо делаемое в мире сем (Кассиан).

6 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою его,

Иисус Христос, как Богочеловек, поставлен от Бога Отца Царем над Сионом – святою Церковью, хотя по божеству Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (Афанасий, Феодорит).

7 Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. Днесь – указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и безконечный (Афанасий).

8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Будучи Владыкою – как Бог, Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: дадеся ми всяка власть (Мф. 28, 18) от Отца Моего (Златоуст, Феодорит).

9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Жезл железный – есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким жезлом явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. Сосуд скудельничий (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние (Афанасий, Златоуст, Феодорит).

10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.

Дух Святый здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? Ныне – пока есть время. Накажитеся еси – уразумейте и прочие люди. Судящии земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят (Феодорит, Тихон).

11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.