ыук
Совершенное безпопечение о земном и всегдашнее поучение в божественном Писании приводит душу в страх Божий; страх же Божий производит трезвение. И тогда душа начинает видеть, как демоны воюют против нее посредством помыслов и отражает их: о чем и говорит Давид: и на враги моя воззре око мое (Максим).
1 В конец, в песнех разума Асафу, псалом 54
Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. Своими страданиями Пророк изображает страдания, которые должен претерпеть Христос. Надписание повелевает разумно внимать сказанному, потому что содержит в себе прикровенный пророческий смысл. Псалом также изображает и человека, испытываемого искушениями, и повелевает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от постигших испытаний (Феодорит, Исихий).
2 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего:
3 Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся.
4 От гласа вражия, и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми.
С молящимся Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в претерпеваемых Им скорбях, как рабы Своему Владыке (Исихий).
5 Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя:
6 Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма.
7 И рех: кто даст ми криле, яко голубине; и полещу, и почию.
Будем умолять Бога, чтобы дал Он нам криле голубине Святаго Духа, да полетим к Нему и да почием, и да прекратит у нас лукавый ветр – самый грех, живущий в членах души и тела... Он соделывает неисповедимое это спасение тем, которые всегда желают и надеются, и непрестанно ищут Его (Макарий).
8 Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни.
9 Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.
Давид спасался от Саула и иноплеменников в Гефе бегством в пустыню; и Христос неоднократно удалялся то в гору, то в пустыню, уклоняясь от ненависти иудеев (Феодорит).
10 Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.
11 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда:
12 И не оскуде от стогн его лихва и лесть.
Просит Бога расстроить злые замыслы врагов. Под градом подразумевает Иерусалим и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть. Некоторые отцы под градом усматривают внутренний град человека, обуреваемый злыми и суетными помыслами (Афанасий).
13 Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него.
Эти и последующие слова сказываются от лица Владыки – Христа. Род человеческий весьма тщеславен: всякое поношение для него несносно. Однако, это прискорбие является причиной освящения. Как Христос терпел поношение – так должны терпеть и мы всякое уничижение и клевету (Златоуст, Кирилл).
14 Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,