ыук
5 Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя:
6 Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма.
7 И рех: кто даст ми криле, яко голубине; и полещу, и почию.
Будем умолять Бога, чтобы дал Он нам криле голубине Святаго Духа, да полетим к Нему и да почием, и да прекратит у нас лукавый ветр – самый грех, живущий в членах души и тела... Он соделывает неисповедимое это спасение тем, которые всегда желают и надеются, и непрестанно ищут Его (Макарий).
8 Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни.
9 Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.
Давид спасался от Саула и иноплеменников в Гефе бегством в пустыню; и Христос неоднократно удалялся то в гору, то в пустыню, уклоняясь от ненависти иудеев (Феодорит).
10 Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.
11 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда:
12 И не оскуде от стогн его лихва и лесть.
Просит Бога расстроить злые замыслы врагов. Под градом подразумевает Иерусалим и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть. Некоторые отцы под градом усматривают внутренний град человека, обуреваемый злыми и суетными помыслами (Афанасий).
13 Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него.
Эти и последующие слова сказываются от лица Владыки – Христа. Род человеческий весьма тщеславен: всякое поношение для него несносно. Однако, это прискорбие является причиной освящения. Как Христос терпел поношение – так должны терпеть и мы всякое уничижение и клевету (Златоуст, Кирилл).
14 Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,
15 Иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением.
Эти слова сказываются от лица Владыки Христа предателю Иуде (Афанасий, Феодорит, Кирилл).
16 Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их.
Этим Давид предсказывает справедливость наказания сопротивным (Феодорит).
17 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.
Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник).
18 Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.