ыук

10 Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.

11 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда:

12 И не оскуде от стогн его лихва и лесть.

Просит Бога расстроить злые замыслы врагов. Под градом подразумевает Иерусалим и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть. Некоторые отцы под градом усматривают внутренний град человека, обуреваемый злыми и суетными помыслами (Афанасий).

13 Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него.

Эти и последующие слова сказываются от лица Владыки – Христа. Род человеческий весьма тщеславен: всякое поношение для него несносно. Однако, это прискорбие является причиной освящения. Как Христос терпел поношение – так должны терпеть и мы всякое уничижение и клевету (Златоуст, Кирилл).

14 Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,

15 Иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением.

Эти слова сказываются от лица Владыки Христа предателю Иуде (Афанасий, Феодорит, Кирилл).

16 Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их.

Этим Давид предсказывает справедливость наказания сопротивным (Феодорит).

17 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

Давид, произнося эти слова, не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтобы и они взывали и были выслушиваемыми (Неизвестный толковник).

18 Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.

Эти слова указывают нам три основные времена молитв, которые мы называем: вечернею, утреннею и полуденною. Эти времена молитв употребляемы были на молитву святыми в образец нам (Василий В.).

19 Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною.

 20 Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога.

21 Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его.

Несть в беззаконнующих изменения, т.е. исправления. Почему? – Яко не убояшася Бога. Поэтому и простре руку свою на воздаяние нечестивым зла и скорбей. Потому что оскверниша завет Его, т.е. попрали Его святые заповеди (Максим Грек).

22 Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.

Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них, ибо поработившись гневом одно говорили, а другое замышляли. И хотя иудеи рассеяны по всей вселенной, но они согласны и соприкосновенны во зле: это-то и означает: приближишася сердца их (Феодорит, Евсевий).