ыук

9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано.

Утреннее время наиболее удобно к богомыслию и хвалению Бога, почему Пророк и призывает к славословию псалтирь и гусли, то есть самую душу и мысли (Златоуст).

10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех:

11 Яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.

Господь имеет и милость безмерную и истину несравненную, от которых зависит все небесное и земное (Феодорит).

12 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

По подобию небесного славословия Господа святыми ангелами, Пророк желает, чтобы подобная слава Богу возносилась и по всей земли (Кирилл).

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, 57

Настоящий псалом продолжает содержание предыдущего псалма и сохраняет то же надписание (Афанасий).

2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии;

Давид эти слова обращает к Саулу и его сообщникам, но относятся они и ко всем подражателям лукавства Саула. Рассмотри и ты, согласны ли дела твои со словами? (Феодорит).

3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают.

Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Словами: в сердце беззаконие показывает, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, которое проявляется через помышление в делах: неправду руки ваши сплетают. Ибо начало греха в сердце, а конец – в делах; касательно же обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, концом же – чистота сердца (Макарий В., Григорий Нисский).

4 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.

Пророк с негодованием оплакивает лишивших себя спасения. С самого рождения (от ложесн) нечестивые отчуждишася; от утробы матери (чрева) – заблудиша, говоря ложь. Бог и до создания знал дела их. Так Иеремии пророку сказал Он: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 15), и фараону: на истое сия воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою (Рим. 9, 17). Но не предведение Божие сделало фараона злым, а Иеремию – святым; напротив того, Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут (Григорий Нисский, Феодорит).

5 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои:

6 Иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра.

Быть человеком в том состоит, чтобы благоугождать Богу, а кто не хочет даже слышать о том, как это исполнить – что есть иное, как не зверь? Аспид затыкает уши свои от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями заговаривающих зверей мудрецов. Не по природе он глух, но затыкает уши, чтобы не допустить до себя слышания обаятельных слов. Ярость их по подобию змиину, то есть в памятозлобии и злокозненности подражают они змею (Златоуст, Феодорит).

7 Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь.

Бог сокрушит зубы и членовная (челюсти) львов, т.е. всю силу и ухищрения врагов. У львов глаза извращены, потому что естество их плотоядное и кровожадное. Поэтому узнаешь загадочный смысл и извращения глаз у тех, которые смотрят непрямо, и неприятного дыхания у тех, которые на хулу употребляют уста свои и от того имеют сродство со зловонием греха (Григорий Нисский, Феодорит).

8 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут.