ыук

Животная – словесные овцы Христовы в Церкви Божией, где едино стадо и един Пастырь (Ин. 10, 16). Что же Ты, Боже, уготовал нищему духом? – То, что око не виде, и ухо не слыша, и на сердце не взыдоша (1 Кор. 2, 9) (Афанасий, Евсевий).

12 Господь даст глагол благовествующым силою многою.

Тех, которых выше назвал животными, здесь называет благовестниками. Преподобные отцы, шествуя путем смирения и отвергаясь себя, востекают на высоту ведения, и дается им свыше силою Божиею слово премудрости, подобно апостолам, как благовествующим спасение Церкви Его (Феодорит, Никита).

13 Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.

Возлюбленным Царя Сил – Бога Отца Давид называет Единородного Сына Божьего, Который благодатью Святаго Духа – красотою (в) дому Церкви Своей расхитит корысти (язычников) у сатаны (Евсевий, Афанасий).

14 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата.

Речь обращена к благовестникам. Если вас примут пределы, т.е. уверовавшие из двух народов, то уподобятся они голубице, у которой крылья покрыты серебром, а перья – чистым золотом. Никто, конечно, не видел такого голубя: здесь говорится о милостыне. Она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. Она летает как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким глазом. Нет ничего прекраснее этого глаза! (Златоуст, Афанасий).

15 Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.

Здесь Давид предсказывает сошествие Святаго Духа в день Пятидесятницы. Указывает и место, где это будет: в Селмоне, т.е. в Иерусалиме. После этого Всемогущий разнствит (разошлет) апостолов с евангельской проповедью по всей земле (Феодорит).

16 Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная.

Гора – Церковь святая, утучненная и усыренная благодатью Святаго Духа. Гора и Пресвятая Богородица разумеется, ибо благоволи Бог вселитися и жити в Ней (Афанасий, Феодорит).

17 Вскую непщуете горы усыренныя; гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.

Это обращение к иудеям и еретическим церквам: для чего кичитесь, состязаясь и равняя себя с Горою, которую Бог соделал Своею обителью? (Феодорит).

18 Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем.