ыук

2 Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.

Знай, что в душе стоят воды злобы. Нужно испустить из очей реки слез, чтобы потоки страстной воды вытекли вместе со слезами из нашей души и вошли в нас реки воды живой – Божией благодати. Злоба скрывается в сердце человека; если мы дадим ей пробиться раз и другой, то она будет все сильнее вытекать и может совсем прорвать и затопить плотину (Иоанн Кронштадтский).

3 Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

Не море ли жизнь наша и дела человеческие? В нем много соленого и непостоянного, которое волнует наши помыслы. Тимение есть порождаемые умом нечистые помыслы. Ибо они поднимаются, как из болота зловоние и заразительные испарения. Тимение глубины (болотная тина) и глубины морские указывают на глубокое смертельное падение человека, и самый ад (Василий В., Григорий Богослов, Епифаний, Афанасий).

4 Утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.

Под званием Давид разумеет усиленное напряжение умной молитвы. Потрудим себя подобно Давиду, взывая: Господи, Иисусе Христе! – Пусть измолчет (охрипнет) гортань; но умные очи наши да не перестанут устремляться горе в уповании на Господа Бога нашего. Только тот, кто во всем пребывает с Богом и к Нему приближается добротою дел своих, может сказать о себе: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды... Не обольщайся: упование на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот (Исаак, Исихий, Феодорит).

5 Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.

Этот стих сказывается от лица Богочеловека Иисуса Христа. Яже не восхищах, тогда воздаях, то есть «В чем ни соделал Я несправедливости, – говорит Христос, – за то нес наказание». Он принял на себя образ грешника и, как грешник, претерпевал боль, положенную за грех. Этим Он указал и причину – злобу иудеев. Из этого примера да научаемся сносить терпеливо не только досады и огорчения, но и безчестия и поносные укоризны, если когда случится быть оклеветанным. Ибо если Сам Господь Бог, источник всякой правды и святыни, не избежал ложных клевет, то почему нам смущаться в подобном состоянии? (Златоуст, Феодорит).

6 Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.

Называет безумием то, что почитали таковым другие (люди), т.е. страдания. Ибо распятый Христос иудеем убо соблазн, еллином же безумие. Поэтому Сын Божий говорит Отцу: «Ты, Отче, предвидел домостроительство крестное и Тебе известны людские прегрешения, которые Я взял на Себя». Итак, не знавшего греха Он сделал за нас жертвою греха (см. 2 Кор. 5, 21) (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Дидим).

7 Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев.

Сказал дважды: о мне вместо «ради Меня», «ради Моего за них страдания» (Афанасий).

8 Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.

9 Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея.