ыук

17 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя.

18 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего: яко скорблю, скоро услыши мя.

19 Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя.

Эту молитву относит Христос к Себе, согласно глаголющего в Павле Христа (см. Евр. 5, 7-8). Здесь Христос устами Павла открыл нам то, что было умолчано евангелистами; сказав, что с воплем крепким и со слезами совершена эта молитва: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39) (Афанасий).

20 Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя.

21 Поношение чаяше душа моя, и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.

22 И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.

Эти Христовы страдания ясно описаны евангелистами (Афанасий).

23 Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.

Это не зложелательные слова, но пророческие. Этим предсказывается то, что постигнет иудеев после страдания Спасителя: потерпят они то самое, что приготовляли для Христа. Трапезою назвал пророк веселие, а сетью – наказание. Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом руку его (Ис. 3, 11) (Афанасий, Феодорит, Августин).

24 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

И действительно, не помрачились ли очи их, не приняв Солнца правды? И хребет выну сляцы, т.е. да будет согбен навсегда. Этими словами указывает на их душевные пороки (Афанасий, Августин).

25 Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.

Ярость – это быстрое воспламенение страсти, но кратковременное; а гнев – медлительное и постоянное; является неотступной печалью и продолжительным стремлением к воздаянию обидчикам и ко мщению (Василий В., Григорий Богослов).

26 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.

Это пророчество исполнилось над Иудеею, как видим из слов Спасителя, сказавшего иудеям: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Двором назван Иерусалим, в котором жили убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, дома их. Опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения Титом и Веспасианом. Город их сделался пуст по причине скотского их нрава. Ибо двор есть место для скотов (Афанасий, Дидим).

27 Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.

Поразил, значит – предал, попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу, которые к болезням язв Его приложиша всякие злословия и клеветы (Афанасий).

28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.

29 Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.

Смысл: наложи наказание за грехи их; да будут они удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным. И это еще потому, что и по распятии, и по воскресении Спасителя не прекращают клеветать на Него (Афанасий, Златоуст).