ыук
Эти Христовы страдания ясно описаны евангелистами (Афанасий).
23 Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.
Это не зложелательные слова, но пророческие. Этим предсказывается то, что постигнет иудеев после страдания Спасителя: потерпят они то самое, что приготовляли для Христа. Трапезою назвал пророк веселие, а сетью – наказание. Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом руку его (Ис. 3, 11) (Афанасий, Феодорит, Августин).
24 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.
И действительно, не помрачились ли очи их, не приняв Солнца правды? И хребет выну сляцы, т.е. да будет согбен навсегда. Этими словами указывает на их душевные пороки (Афанасий, Августин).
25 Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.
Ярость – это быстрое воспламенение страсти, но кратковременное; а гнев – медлительное и постоянное; является неотступной печалью и продолжительным стремлением к воздаянию обидчикам и ко мщению (Василий В., Григорий Богослов).
26 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.
Это пророчество исполнилось над Иудеею, как видим из слов Спасителя, сказавшего иудеям: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Двором назван Иерусалим, в котором жили убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, дома их. Опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения Титом и Веспасианом. Город их сделался пуст по причине скотского их нрава. Ибо двор есть место для скотов (Афанасий, Дидим).
27 Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.
Поразил, значит – предал, попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу, которые к болезням язв Его приложиша всякие злословия и клеветы (Афанасий).
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.
29 Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.
Смысл: наложи наказание за грехи их; да будут они удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным. И это еще потому, что и по распятии, и по воскресении Спасителя не прекращают клеветать на Него (Афанасий, Златоуст).
30 Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.
Господь был болящим и страждущим по причине страданий, понесенных за нас. Это жертва сокрушенного и смиренного сердца, которое приобретает милость себе от Бога. За это Бог удостаивает спасения своего (Феодорит).
31 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:
32 И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.
Эти слова сказываются уже от лица Христовой Церкви (хотя и не все). Служение духом достойнее служения жертвенного (Пелусиот).
33 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
34 Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи.