ыук
26 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.
Это пророчество исполнилось над Иудеею, как видим из слов Спасителя, сказавшего иудеям: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Двором назван Иерусалим, в котором жили убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, дома их. Опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения Титом и Веспасианом. Город их сделался пуст по причине скотского их нрава. Ибо двор есть место для скотов (Афанасий, Дидим).
27 Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.
Поразил, значит – предал, попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу, которые к болезням язв Его приложиша всякие злословия и клеветы (Афанасий).
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.
29 Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.
Смысл: наложи наказание за грехи их; да будут они удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным. И это еще потому, что и по распятии, и по воскресении Спасителя не прекращают клеветать на Него (Афанасий, Златоуст).
30 Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.
Господь был болящим и страждущим по причине страданий, понесенных за нас. Это жертва сокрушенного и смиренного сердца, которое приобретает милость себе от Бога. За это Бог удостаивает спасения своего (Феодорит).
31 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:
32 И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.
Эти слова сказываются уже от лица Христовой Церкви (хотя и не все). Служение духом достойнее служения жертвенного (Пелусиот).
33 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
34 Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи.
Советует нищим духом презирать все существующее на земле и достигать спасения упованием на Бога и непрестанною молитвою к Нему (Афанасий, Феодорит).
35 Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.
Если же радость бывает пред ангелы Божиими и о единем грешнице кающемся (Лк. 15, 10), то насколько более возрадуются небеса по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за это Бога, то тем более сами спасенные на земле восхвалят Спасшего (Афанасий).
36 Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и:
37 И семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.
Сионом именуют святую Церковь, в которой созиждутся гради, т.е. восстановленные исповеданием души человеческие, потому что Иудея толкуется как исповедание. Семя или потомство – это все уверовавшие во Христа через апостолов (Афанасий).
1 В конец, Давиду в воспоминание,