ыук

30 Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.

Господь был болящим и страждущим по причине страданий, понесенных за нас. Это жертва сокрушенного и смиренного сердца, которое приобретает милость себе от Бога. За это Бог удостаивает спасения своего (Феодорит).

31 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:

32 И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.

Эти слова сказываются уже от лица Христовой Церкви (хотя и не все). Служение духом достойнее служения жертвенного (Пелусиот).

33 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

34 Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи.

Советует нищим духом презирать все существующее на земле и достигать спасения упованием на Бога и непрестанною молитвою к Нему (Афанасий, Феодорит).

35 Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

Если же радость бывает пред ангелы Божиими и о единем грешнице кающемся (Лк. 15, 10), то насколько более возрадуются небеса по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за это Бога, то тем более сами спасенные на земле восхвалят Спасшего (Афанасий).

36 Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и:

37 И семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

Сионом именуют святую Церковь, в которой созиждутся гради, т.е. восстановленные исповеданием души человеческие, потому что Иудея толкуется как исповедание. Семя или потомство – это все уверовавшие во Христа через апостолов (Афанасий).

1 В конец, Давиду в воспоминание,

во еже спасти мя Господу, 69

Псалом этот, Духом Святым вдохновенный пророку, написан Давидом, когда он находился в гонении от Авессалома. В воспоминание и молитвенное призывание Бога – человеколюбца в помощь и спасение. В конец, или до самого окончания этой жизни, полной обид и скорбей, должен быть воспеваем этот псалом, подобно тому, как и сам Пророк всегда этот псалом в памяти имел и при всякой встретившейся скорби и нужде тотчас воспевал его, чтобы получить от Бога помощь и спасение. Весь этот псалом есть повторение с малыми различиями псалма 39, 14-18. Давид, часто находясь в гонении, повторял стихи 39 псалма. Может быть поэтому в надписании и сказано: в воспоминание (Феодорит).

2 Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися.

Это молитва против помыслов, от всякого рода бедствий и перед начинанием всякого полезного дела. Ибо без помощи Божией невозможно что-либо хорошо начать и окончить (Лествичник, Феодорит).

Подобает нам в великом страхе и трепете со слезами Бога молить, и со умилением и с воздыханием молитвы Богу приносить, тихим и смиренным гласом (авва Памво).

3 Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою: да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая.

Ищущие причинить вред душам нашим есть преимущественно демоны и им подвластные люди, которые раздражают в нас желание худых дел и неприличных удовольствий. Но и те и другие ничего не могут сделать без нашего на то согласия (Феодорит).