ыук

 4 Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго.

Под руками подразумевает владычество живущих в лукавстве и нечестии (Феодорит).

5 Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея.

 6 В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну.

 7 Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок.

В буквальном смысле эти псаломские слова приличны каждому из нас (Афанасий).

8 Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое.

Человек, сам по себе, никогда не возможет достойным образом воздать Богу за Его неизреченные благодеяния. Он должен просить и того, чтобы Господь исполнил уста его ангельского хваления Божия (Афанасий).

9 Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене.

Как юность человеческая легко подвижная на грех и не может без помощи Божией воздержаться, так и старость немощная устоять против греха без благодати Божией (Псалтирь с толкованием).

10 Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе,

11 Глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй.

Со многим вниманием должно нам храниться от грехов. Ибо все порабощенные плотскими страстями оставляются Богом и предаются во власть лукавых духов и (оттоле) бесы руководят ими. О таких жалких людях, оставленных Богом, сами бесы говорят: пожените и имите его, Бог оставил есть его и несть избавляяй. Вот какое старание и бодрость имеют бесы в погублении людей. Не столько ужасают их будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей (Максим Грек).

12 Боже мой, не удалися от мене: Боже мой, в помощь мою вонми.

13 Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне.

14 Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою.

15 Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная.

16 Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго.

Поскольку Пророк отверг книжная, т.е. суетные и многоухищренные житейские развлечения – за это и вошел в небесные обители. Это подобно тому: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом; что убо будет нам? (Мф. 19, 27). И за это приняли они обетование Небесного Царства (Афанасий).

17 Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя.

18 И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему.