ыук
Сосудом псаломским достоин наименования всякий христианин, имеющий чистое сердце и целомудренный язык (Исихий).
23 Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил.
24 Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.
Через различные образы выражений Пророк показывает, что он ни в чем большего увеселения находить не будет, как только в прославлении Бога и в непрестанном поучении в законе Его; а таким образом он косвенно порицает безумное веселие тех, которые, оставя Бога, в суетных забавах находят удовольствие (Феодорит).
О Соломоне, псалом Давиду, 71
Псалом этот является пророчеством, прикрытым до времени определенными именами. Давид надписал его о Соломоне, однако изложил видения, которые гораздо важнее достоинств Соломона и даже природы всех людей. История пророчеств свидетельствует, что многое из сказанного говорится об одних, а сбывается на других. Так как пророки говорили к людям неблагодарным, которые убивали пророков, сжигали книги, разрушали жертвенники, то для них справедливо лежало покрывало при чтении Ветхого Завета; иначе они истребили бы и книги, если бы понимали силу пророчества о Христе. Если они не устыдились Его, когда Он Сам присутствовал... и не отстали дотоле, пока не распяли Его, то едва ли они пощадили бы тех, которые говорили о нем, которых они и без того безпрестанно побивали камнями. Поэтому пророки, употребляя собственные и известные им имена, таким образом прикрывали пророчества. В этом псалме предсказывается пришествие Христово на землю и призвание народов, которые принесут дары и поклонятся Спасителю, как Богу (Златоуст, Афанасий, Августин, Феодорит).
1 Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву:
Царем и Сыном Царевым является Владыка Христос; как Бог – Он рожден Всецарем Богом, а как Человек – имеет предком царя Давида (Афанасий).
2 Судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде.
Пророк изъясняет тайну, по какой причине он просит даровать Владыке Христу суд милости и правды: судити людем твоим в правде. Ибо такова причина вочеловечения – судити преобладание над людьми сатаны. Поэтому, исходя на распятие, Христос сказал: ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31) (Афанасий).
3 Да восприимут горы мир людем, и холми правду.
Это есть олицетворение, показывающее перемену во всех. В совокупности с горами и холмами, как высшими частями земли, Пророк обнимает всю землю, в которой обитают воины Христовы (Феодорит).
4 Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника.
Нищым называет весь человеческий род, обнищавший во всем добром, сынами убогих – уверовавших во Христа, предки которых бедны были в благочестии и богопознании, а клеветником – диавола, который назван так по делам своим (Афанасий).