ыук

11 И реша: како уведе Бог; и аще есть разум в Вышнем;

 Беззаконные дошли до такого нечестия, что говорили: како Бог знает дела наши, и откуда Ему ведение иметь о нас? Поскольку они делали зло и не получали за это наказаний, то в безумии своем решили, что нет Бога (Афанасий, Ефрем).

12 Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство;

 Причина соблазна в том, что нечестивии в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии (Афанасий).

13 И рех: еда всуе оправдих сердце мое, и умых в неповинных руце мои;

 Давид, видя благоденствия нечестивых, рассуждал сам с собою: есть ли какая польза от благочестия, за которое он столько бедственно страдал, подвергая себя истязаниям за прежние согрешения; и не напрасно ли его старание о стяжании правого сердца и неповинных рук? (Афанасий, Феодорит).

14 И бых язвен весь день, и обличение мое на утренних.

 За правду и необщение с пороком каждый день подвергался оскорблениям и поруганиям (Феодорит).

15 Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся.

 Пророк, усмотрев превратное нечестие искушающих помыслов, убоялся сообщить их другим, чтобы не быть для них виновником соблазна (Афанасий).

16 И непщевах разумети: сие труд есть предо мною.

 И святые мужи, подобно Давиду, недоумевали благоденствию нечестивых. Но не так, как нечестивые: они не обвиняли Бога и не порицали Его. Давид в другом месте говорит: правда твоя яко горы Божии (Пс. 35, 7). И Иов, столь много пострадавший, не произнес слов против Бога; а Иеремия прежде вопроса изложил свой суд: праведен еси, Господи (Иер. 12, 1), т.е. знаем, что все Тобою производится праведно, но способа не знаем – Что ж? Узнали они что-либо более? – Нет; даже и ответа не получили на это: сие труд есть предо мною – и это для того, чтобы позднейшие научились ни о чем подобном не спрашивать (Григорий Богослов).

17 Дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их.

 Всякий, познавший себя, почил от всех дел, которые по Богу, и вошел во святилище Божие, в мысленное богослужение Духа, и в божественное пристанище безстрастия и смирение. Не познавший же себя чрез смиренномудрие, еще в труде и поте шествует путем этой жизни (Никита).

18 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася.

19 Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое.

 Писание здесь ясно показывает причину разорения и погибели нечестивых, говоря: обаче за льщения (коварство) их положил еси им злая, т.е. беды и злые приключения, также болезни и скорби Господь попускает по причине тяжелых прегрешений, за неправедную и беззаконную жизнь (Максим Грек).

20 Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши.

 Благоденствие нечестивых уподобил Пророк сну. Так и вся наша земная жизнь (Феодорит).

21 Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася.

22 И аз уничижен, и не разумех: скотен бых у Тебе.