ыук

Пророк явно говорит здесь о Христе; поистине в сердце Которого не было злобы, и разумом рук Своих Он упас, наставил и восстановил все погибшее человечество. Давид был отцом и образом Христа, почему и взят не от стада, но от стад овчих, потому что много стад у Христа человеческих, ангельских и других разумных и невидимых сил (Исихий, Златоуст).

Псалом Асафу, 78

Давид, по Божественному откровению свыше, возвещает свою пророческую скорбь о предстоящем разорении Иерусалима нечестивыми, что впоследствии и сбылось. Содержится в псалме и плачевный глас к Богу бедствуемой Православной Церкви (Афанасий, Иероним).

1 Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой.

Благодать Святаго Духа премудро вразумила начать так свою молитву терпящих жестокие бедствия. Пророк от лица благочестивых изображает не собственные свои страдания, но нечестивое поругание божественного храма, который ни в чем не согрешил против закона Божьего (Феодорит).

2 Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным.

3 Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.

После избиения жителей Иерусалим сделался пустым, как овощное хранилище. Тела служителей Божиих (трупия раб и плоти преподобных) отдали нечестивые на съедение зверем земным и птицам плотоядным. По безмерию безчеловечности враги не позволяли сродникам даже погребать мертвых (Афанасий, Феодорит).

4 Быхом поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас.

5 Доколе, Господи, прогневаешися до конца; разжжется яко огнь рвение Твое;

Оплакивая избиение людей и зверскую лютость врагов, Псаломник подвигает себя к теплейшей молитве.

6 Пролей гнев Твой на языки не знающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша:

7 Яко поядоша Иакова, и место его опустошиша.

Намереваясь хотя бы немного смягчить постигший праведный гнев Божий за беззакония людей, Пророк называет народ Иаковом, чтобы воспоминанием угодившего Ему праотца приклонить Бога на милость. Под местом Его переводчики текста подразумевают Дом Божий (Феодорит).

8 Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело.

9 Помози нам, Боже, Спасителю наш: славы ради имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи нашя имене ради Твоего.

Молитва здесь обращена ко Христу, Который есть слава имени Бога Отца. Да и кому свойственно очищать грехи, как не Христу, слава Которого выражается в милосердии к грешнику. Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек имел нужду в Спасителе. Так как грех передал грешника во власть диавола, а диавол подверг его смерти, то не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т.е. пророки, но они только яснее указывали на немощи; видя, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача. Поэтому присносущный Бог пришел и дал в уплату Свою Кровь, отдал Свое Тело, уничтожив смерть Своею смертью: Христос ны искупил есть от клятвы законныя (Гал. 3, 13) (Златоуст, Прокл).

10 Да не когда рекут языцы: где есть Бог их; и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя.

11 Да внидет пред Тя воздыхание окованных: по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных.

Окованные узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Умоляет также и снабдить сынов умерщвленных, т.е. спасти оставшихся в живых (Златоуст, Афанасий).

12 Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи.