ыук

Пасущий Израиля есть ни кто иной, как Иисус Христос, сказавший: Аз есмь Пастырь добрый (Ин. 10, 11). Израиль знаменует всех верных Христовых, устремляющих непрестанно ум свой к Богу. Иосиф – в целомудрии живущий. Херувим – множество разума и премудрости (Исихий).

3 Пред Ефремом и Beниамином и Манассием: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Обозначив несколькими коленами весь народ, Пророк просит Бога скорее придти во плоти и освободить нас от мысленных врагов (Златоуст, Феодорит).

4 Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Видеть Христа лицем к лицу – в этом заключается спасение наше; но не чисто божество просит увидеть, так как на это никто не в состоянии взирать (Златоуст).

5 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих;

6 Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру.

7 Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.

До тех пор Пророки питались хлебом слезным и питием, оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст).

8 Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).

9 Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и.

Писание часто в переносном смысле называет виноградом Израиля (Василий В.).

10 Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.

11 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия:

12 Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и насадил в земле обетованной, как укрепил и умножил отрасли Его, т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит).

13 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем;

14 Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.

Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. Озоба – опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в виноградник Христов вследствие низложения оплота, т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит).

15 Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей: