ыук

7 Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.

До тех пор Пророки питались хлебом слезным и питием, оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст).

8 Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).

9 Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и.

Писание часто в переносном смысле называет виноградом Израиля (Василий В.).

10 Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.

11 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия:

12 Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и насадил в земле обетованной, как укрепил и умножил отрасли Его, т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит).

13 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем;

14 Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.

Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. Озоба – опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в виноградник Христов вследствие низложения оплота, т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит).

15 Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей:

В высшем духовном смысле виноградом называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.).

16 И соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.

17 Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.

Умоляет Владыку воззреть на погубление виноградника и уврачевать его злострадания, ибо он пожжен огнем и раскопан, и нуждается в особой спасительной помощи Сына Человеческого. Кто же есть сей Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? (Афанасий).

18 Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.

Рукой означает Пророк спасение народа, совершенное десницею Отчею – Иисусом Христом (Афанасий).

19 И не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем.