ыук

11 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия:

12 Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и насадил в земле обетованной, как укрепил и умножил отрасли Его, т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит).

13 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем;

14 Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.

Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. Озоба – опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в виноградник Христов вследствие низложения оплота, т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит).

15 Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей:

В высшем духовном смысле виноградом называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.).

16 И соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.

17 Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.

Умоляет Владыку воззреть на погубление виноградника и уврачевать его злострадания, ибо он пожжен огнем и раскопан, и нуждается в особой спасительной помощи Сына Человеческого. Кто же есть сей Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? (Афанасий).

18 Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.

Рукой означает Пророк спасение народа, совершенное десницею Отчею – Иисусом Христом (Афанасий).

19 И не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем.

И не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем – христиане (Афанасий).

20 Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Пророк часто повторяет эти слова, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только через воссияние Лица Божия, то есть воплотившегося Бога Слова (Златоуст).

1 В конец, о точилех, псалом Асафу, 80

Божественный Пророк, по внушению Святаго духа, призывает народы к вере в Господа нашего Иисуса Христа и предостерегает христианский народ не подражать нечестию древних евреев, чтобы не быть отверженным от Божьих благодеяний. Также содержит увещание, каким образом надлежит проводить праздничные дни. Под точилами подразумевает святые Церкви, источающие вино благодати Божией (Афанасий, Феодорит).

2 Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.

Хорошо приглашает нас Пророк радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке; ибо нет у людей постоянства ни в силе, ни в искренности, да и расположение их скоропреходящее (Златоуст).